ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2006 г. N ГКПИ06-746

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                    Лариной М.А.,
    с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. и У. о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: "Действительна в течение 6 месяцев", и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "до 1 декабря текущего года",

установил:

граждане С. и У. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: "Действительна в течение 6 месяцев", и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "до 1 декабря текущего года".

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству в сфере здравоохранения и социального развития и нарушают их права на санаторно-курортное лечение в летний период года и выбор санаторно-курортного учреждения в пределах медицинских рекомендаций.

Заявители С. и У. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф., Петрова С.В., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, не нарушают прав граждан на получение путевок на санаторно-курортное лечение.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф., Петровой С.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 г. издало Приказ N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", которым утверждена медицинская документация Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2).

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г., регистрационный номер 6189 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 51, 20.12.2004, "Российской газете" N 283, 22.12.2004.

Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 утверждена медицинская документация: Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2).

Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи", устанавливая правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, в статье 6.2 устанавливает, какие услуги включаются в состав набора социальных услуг. Одной из услуг, входящих в набор социальных услуг, является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256, которым утверждена Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2).

По объяснениям представителей Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф., Петровой С.В. в суде, справка для получения путевки свидетельствует о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному. Срок действия справки составляет шесть месяцев, поскольку в течение года состояние больного может меняться. Это определяет необходимость уточнения данных о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.

Санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи, которая оказывается гражданам по медицинским показаниям, и только врач является лицом, обладающим компетенцией разрешать доступ пациента к тем или иным видам лечения (медицинских услуг).

Справка для получения путевки должна быть действительна на момент обращения больного с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указание о сроке действия медицинского документа прав граждан на получение набора социальных услуг, куда включается и санаторно-курортное лечение, не нарушает.

Согласно пункту 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 7, 14.02.2005, "Российской газете" N 31, 16.02.2005.

Настоящий Порядок предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.

Так, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год (пункт 3 статьи 6.3).

Как пояснили суду представители Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф., Петрова С.В., для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года. Обращение после 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения именно в текущем году.

Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, предусматривают, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.

Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения (пункт 11 настоящих Правил).

Заявители ошибочно полагают, что установленный п. 3.7 Порядка срок обращения с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки до 1 декабря текущего года делает невозможным санаторно-курортное лечение в летний период.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают социальные права граждан, заявление С. и У. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. и У. о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: "Действительна в течение 6 месяцев", и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "до 1 декабря текущего года", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

________________________________________________________________________________________________________________

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2006 г. N КАС06-433

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                          Манохиной Г.В.,
    судей                                           Пирожкова В.Н.
                                                   и Ермилова В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 ноября 2006 года гражданское дело по заявлению С. и У. о признании недействующими Положения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 в части слов "Действительна в течение 6 месяцев" и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, в части слов "до 1 декабря текущего года",

по кассационной жалобе С. и У. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.Ф. Вислогузовой, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л., Ф. Масаловой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 года издан Приказ N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", которым утверждена медицинская документация Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2). Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.

14 декабря 2004 года названный нормативно-правовой акт был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации за регистрационным номером 6189 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 51 20 декабря 2004 года, в "Российской газете" N 283 22 декабря 2004 года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 года, регистрационный номер 6303, опубликован в "Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" N 7 14 февраля 2005 года, "Российской газете" N 31 16 февраля 2005 года) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Пунктом 3.7 названного Порядка предусмотрено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства.

Заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения N 2 к вышеназванному Приказу в части слов "Действительна в течение 6 месяцев" и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 в части слов "до 1 декабря текущего года".

В подтверждение требования указали, что оспариваемые положения названных нормативных правовых актов противоречат федеральному законодательству, регулирующему вопросы здравоохранения и социального развития, нарушают их права на санаторно-курортное лечение в летний период года и выбор санаторно-курортного учреждения в пределах медицинских рекомендаций.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационной жалобе С. и У., считая его незаконным. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон. Вывод суда о законности оспариваемых положений сделан без проверки обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые заявителями некоторые положения Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан от 29 декабря 2004 года N 328 не противоречат федеральному законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду подпункт 1 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а не подпункт 1 п. 1.6.2 названного Федерального закона.

Согласно п.п. 1 п. 1.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона набора социальных услуг, включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в пределах своей компетенции приняло нормативные правовые акты, некоторые положения которых оспариваются заявителями.

Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256, предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и присутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Срок действия справки составляет шесть месяцев.

Установление в Приложении N 2 к этому Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации срока действия справки на получение санаторно-курортной путевки шесть месяцев суд правильно признал не противоречащим федеральному законодательству.

При этом суд обоснованно исходил из того, что санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая лечебная помощь, может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, поэтому возникает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний санаторно-курортного лечения, установлен срок действия справки шесть месяцев. Установление срока действия справки направлено на защиту жизни и здоровья граждан и не противоречит федеральному законодательству.

Суд правильно отказал заявителям в удовлетворении требования о признании недействующим п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, в части слов "до 1 декабря текущего года".

Согласно этому пункту Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные фонды Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Из содержания вышеприведенной правовой нормы усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года.

Поскольку согласно п. 3.8 названного Порядка Фонд социального страхования Российской Федерации не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщает гражданину о возможности удовлетворения его заявления, а сама санаторно-курортная путевка выдается на 21 день, такое обращение позже 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения.

В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с момента приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Доводы заявителей о том, что установленный в п. 3.7 Порядка срок (1 декабря текущего года) является предельным сроком подачи заявления для предоставления санаторно-курортного лечения в следующем году, делает невозможным получение санаторно-курортной путевки в летнее время, не могли послужить поводом к удовлетворению требований заявителей, поскольку не свидетельствуют о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений.

Неосновательны доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела не проверил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не учел неопределенность содержания п. 3.7 Порядка. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего поставленные в заявлении С. и У. вопросы, правильно истолковав смысл оспоренных положений нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Приложения N 2 и Порядка не противоречат федеральному законодательству.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. и У. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

В.М.ЕРМИЛОВ