Внимание. Материал для ознакомления т.к. некторые НПА устарели

  СЛОВО ЭКСПЕРТУ : ссылка

Вопросы соблюдение прав граждан при организации и осуществлении медико-социальной экспертизы

Заместитель руководителя ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Брянской области Грибенюк Сергей Александрович   

Пожалуй, самым злободневным и серьезным вопросом в социальной сфере на данный период времени, по поводу которого граждане обращаются  в самые  различные  инстанции,   является вопрос установления группы инвалидности. Разговоры о том кому установили, а кому не установили группу инвалидности и почему, можно услышать даже в общественном транспорте. Причем, не всегда, эти разговоры лестны, в них много эмоций и субъективизма, но это еще раз свидетельствует о том, что людям это важно, зачастую жизненно важно, если  речь идет о здоровье, льготах по квартплате и ценах на лекарства. Понять эти разговоры можно, ведь инвалидность дает право на комплекс бесплатных реабилитационных мероприятий,  льготы по лекарственному обеспечению, по квартплате, что сберегает и так небольшие пенсии людей. Зачастую, денежные средства, получаемые по инвалидности, являются единственным источником существования инвалида, а не редко и его семьи.

С такими вопросами граждане обращаются и в Управление Росздравнадзора по Брянской области, полагая - коль «здравнадзор», значит, должны и обязаны вмешаться в ситуацию и повлиять на определение группы инвалидности.

Полномочия Управления Росздравнадзора по Брянской области в этой сфере определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года № 205, и заключаются в контроле за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, реабилитацией инвалидов. Вот почему, в соответствие  с  указанным приказом,  не следует путать полномочия Управления Росздравнадзора по  контролю за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы с полномочиями федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, призванных определять основания для установления группы инвалидности. 

В прошедшем  2008 году,  в управление поступило более 27 заявлений, жалоб, устных обращений на действия филиалов ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области» (далее МСЭК), половина из которых была рассмотрена путем проведения проверок. Вторая половина заявлений и жалоб потребовала дачи гражданам разъяснений по поводу порядка обжалования решений бюро. Проведя анализ заявлений и жалоб граждан, по поводу медико-социальной экспертизы, в управлении пришли к выводу, что обратившиеся граждане не владеют знаниями нормативно-правовых актов по вопросам медико-социальной экспертизы, что, чаще всего, является причиной неправильных действий при обжаловании решений бюро.

Чтобы суметь защитить свои права при проведении  медико-социальной экспертизы,  следует знать следующее.
Во-первых, порядок и условия признания лица инвалидом  отражены в Постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г.  № 247).

В указанном постановлении определены: условия признания гражданина инвалидом; порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу; порядок переосвидетельствования инвалида; порядок обжалования решения бюро, главного бюро, Федерального бюро; а также перечень заболеваний, при которых группа инвалидности  устанавливается без указания срока переосвидетельствования.

Этот документ является основным в вопросах организации и осуществления медико-социальной экспертизы и нарушение его пунктов должно расценивается гражданами (управлением Росздравнадзора), как нарушение  прав граждан при организации и осуществлении медико-социальной экспертизы. Знание этого документа дает гражданам большие возможности  при  отстаивании  законных интересов.

Во-вторых, критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 535 от 22 августа 2005 года.В указанном приказе определены: классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности; классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности   ограничений этих категорий; критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности; критерии установления группы инвалидности.

Исполнение пунктов данного приказа является задачей только федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Остановимся более подробно на Постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».Общепринятым мнением является то, что на МСЭК больного может направлять только учреждение здравоохранения по месту жительства. В то же время, разделом III данного постановления определено, что на МСЭК имеют право направлять не только учреждения здравоохранения, но и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты. В случае, если указанные учреждения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, они обязаны выдать ему справку, на основании которой он имеет право самостоятельно обратиться в бюро. В Брянской области такие случаи редки, поскольку, чаще всего, работники бюро вынуждают учреждения здравоохранения заполнять соответствующие документы гражданину. Оно и понятно, в таком случае на бюро ложится меньше ответственности за принимаемые экспертные решения и в случае отказа в установлении группы инвалидности всегда имеется возможность в чем-то обвинить поликлинику или больницу. В этом вопросе,  нет взаимопонимания между бюро и лечебными учреждениями еще со времен, когда ВТЭК  подчинялись Министерству социальной защиты, и  не обязано было выполнять приказы Министерства здравоохранения. На данный момент и бюро медико-социальные экспертизы и учреждения здравоохранения работают под руководством одного министерства.

Настала пора  прекратить деление на «чужих» и «своих» и осуществлять свою деятельность согласованно.

Следующим, существенным моментом, является то, что медико-социальная экспертиза должна проводиться гражданам в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида …). Существенно это по тому, что у нас в области главное бюро иногда берет на себя роль первичного бюро и проводит освидетельствование граждан, например, в период отпуска сотрудников бюро. Это очень важно, еще и потому, что согласно пункту 21 данного постановления  в главном бюро медико-социальная экспертиза может проводиться в случаях:- обжалования решения бюро, - по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов исследования.

Не исключено, что может получиться так: бюро всем составом убыло в отпуск, главное бюро приняло на себя исполнение его функций, с его решением гражданин не согласен и должен обжаловать это решение в той же комиссии.

Не менее важен вопрос о проведении медико-социальной экспертизы только по письменному заявлению гражданина. Из этого следует, что в отсутствие согласия гражданина медико-социальная экспертиза не может быть проведена. Вольная  трактовка этого пункта постановления, зачастую, приводит к тому, что такие заявления не всегда требуются от граждан в соответствующих бюро.

В управление Росздравнадзора граждане приносили письма ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области», направленные в их адрес, где говорилось о том, что если они не явятся на освидетельствование в главное бюро, группа инвалидности им   будет пересмотрена по документам.

О недопустимости подобных угроз в адрес инвалидов со стороны ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области» управление  сделало замечание, и подобные нарушения больше не повторялись, тем более, что пункт 25 Правил признания лица инвалидом таких действий бюро не допускает.

Много возникает вопросов по поводу объявления  гражданину решения комиссии. Хотя пунктом 28 Правил признания лица инвалидом предусмотрено оглашение решения комиссии в присутствии всех специалистов, проводивших  медико-социальную экспертизу, которые должны давать по нему разъяснения, это правило часто не соблюдается.

Во-первых - не всегда соблюдается количественный состав комиссий, а во-вторых, разъяснения гражданам по поводу принятого решения ограничивается формальным ответом. Чаще всего, именно этот фактор служит причиной написания жалоб и заявлений о несогласии с решением комиссии.

По поводу сроков установления группы инвалидности, бессрочности определения инвалидности написано и сказано много.

В прежние времена существовало правило, что группа инвалидности (наряду с другими основаниями) устанавливалась бессрочно женщинам по достижении 55-и лет, мужчинам по достижении 60-и лет. Кроме этого, существовал перечень заболеваний и анатомических дефектов, при которых группа инвалидности устанавливалась бессрочно.       

В настоящее время, в нормативных документах по медико-социальной экспертизе, отсутствует возрастной ценз, как основание для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в тоже время, Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 247 введен перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений…., при которых группы инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования.

Большим вопросом является частота применения данного Перечня бюро и главным бюро, т.к. оценка степени тяжести заболевания, степени выраженности функциональных нарушений, опять-таки, находится в компетенции комиссии. Очень сложно бывает объяснить больному человеку, что его заболевание «не подходит под перечень» и что комиссия правильно расценила степень функциональных нарушений со стороны органов, позволившей комиссии отказать ему в установлении группы инвалидности бессрочно.
Отдельный вопрос касается обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро. Как уже было выше отмечено, граждане не знают о порядке обжалования решений бюро. Они не знают куда, в какие сроки и по каким основаниям они могут обжаловать решение комиссии.

Согласно Правил признания лица инвалидом, гражданин имеет право обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок, подав письменное заявление. Не редкими являются случаи, когда гражданам не объясняют порядок обжалования решения комиссии. Чаще всего, разъяснения даются, если гражданин прямо в комиссии выражает недовольство принятым решением. Совершенно другое дело, когда, спустя время, человек осознает неправильность принятого экспертного решения и начинает на «угадку» обращаться в разные инстанции, по большей части в департамент здравоохранения Брянской области.

По всей вероятности, в оглашаемое комиссией решение, необходимо ввести информацию для граждан, касающуюся оснований вынесения решения, порядка его обжалования. По принятой практике работы ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области», если гражданин обжаловал решение первого состава главного бюро, его документы, чаще всего, передаются  во второй или в третий состав. Такое действие соответствует пункту 44 Правил признания лица инвалидом. Но гораздо более серьезным шагом гражданина, на которое он имеет законное право, считается обжалование решения главного бюро в Федеральное бюро. Федеральное бюро обязано провести  медико-социальную экспертизу гражданина в месячный срок со дня поступления заявления.

Как показывает практика работы, Федеральное бюро крайне редко изменяет решения главного бюро и это можно трактовать двояко. С одной стороны, это может свидетельствовать о высоком качестве экспертной работы ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области», а с другой, о корпоративной заинтересованности, ведь изменение или отмена решения главного бюро может говорить о низком качестве его работы, и портит показатели работы главного бюро. Весьма примечательно высказывание по этому поводу одного инвалида: «Мне лучше не конфликтовать с главным бюро, легче найти с ним компромиссы, тем более, что я хорошо знаю нормативную базу по медико-социальной экспертизе и почти всегда доказываю свою правоту. Врачи бюро проявляют  осторожность, когда с ними говорит человек хорошо знающий организацию их работы, критерии определения группы инвалидности… », и в этом есть правда.

К сожалению, в Брянской области не нашла широкого распространения практика обжалования  в суде решений бюро, главного бюро, Федерального бюро. Поскольку, медико-социальная экспертиза не является лицензируемым видом медицинской деятельности, то, по определению суда, ее проведение может быть поручено врачу или группе врачей, имеющих соответствующую подготовку по врачебной специальности и обладающих познаниями в области медико-социальной экспертизы. Проблема заключатся в том, что врачи не изъявляют особого желания принимать участие в осуществлении таких экспертиз, чаще всего ссылаются на незнание нормативных актов в данной области. Частично это так, но главное заключается в том, что крайне сложно провести соотношение болезней и состояния человека с критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы. Считаю, что в проведении оценки нарушений функций организма человека, определении категорий жизнедеятельности, степени ограничения способности к    трудовой деятельности очень велика доля субъективизма, что, безусловно,  влияет на  экспертное решение.В сложившейся ситуации, уверен, что, знание нормативно-правововых  актов по вопросам медико-социальной экспертизы, имеет значение не только для врачей учреждений здравоохранения, но и для граждан – таково веление времени.

   

Организация проведения медико-социальной экспертизыв Брянской области и пути её совершенствования 

Руководитель – главный эксперт ФГУ – «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области» Кулумбаева Людмила Кадырбековна                 

    Медико-социальная экспертиза населению Брянской области осуществляется в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области» (в 17-ти его филиалах и 3-х экспертных составах главного бюро), основная деятельность в котором организована в соответствии с Уставом, утвержденным  Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, основными руководящими документами: приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005г. № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», а также другими нормативными и правовыми актами по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.           

       Для информирования граждан в залах ожидания главного бюро и филиалов на стационарных стендах вывешены документы о порядке и условиях признания лица инвалидом, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения причин инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида, о порядке обжалования экспертных решений, график личного приёма граждан руководителем-главным экспертом в главном бюро МСЭ и др.  Специалисты медико-социальной экспертизы дают разъяснения  гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности и  реабилитацией инвалидов. Руководитель-главный эксперт по МСЭ,  в соответствии с утверждённым графиком, ведёт личный приём граждан по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов в приёмной управления социальной защиты населения Брянской области.                 

Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утвержденным вышеназванным постановлением Правительства,  признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием «Классификаций и критериев», утвержденных вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития РФ.   Условиями признания гражданина инвалидом являются:а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.В соответствии с «Классификациями и критериями» к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:- способность к самообслуживанию (способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены);- способность к самостоятельному передвижению (способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом);- способность к ориентации (способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения);- способность к общению (способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации);- способность контролировать свое поведение (способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм);- способность к обучению (способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми);- способность к трудовой деятельности (способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы).Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина (или его законного представителя) в течение месяца со дня подачи заявления с предоставлением необходимого минимума документов.Гражданин может быть направлен на медико-социальную экспертизу лечебно-профилактическим учреждением, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения, а также может обратиться самостоятельно, представив справку об отказе ему в направлении, медицинские документы о состоянии здоровья (давности, не превышающей месячный срок) и документ, удостоверяющий личность (паспорт).В порядке освидетельствования гражданина специалистами МСЭ проводится его объективный осмотр, изучаются представленные медицинские документы, проводится анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных. В случае необходимости для вынесения экспертного решения могут быть запрошены дополнительные сведения, назначено дополнительное обследование. В случае отказа гражданина от дополнительных обследований экспертное решение выносится на основании имеющихся документов.             

     По результатам освидетельствования специалисты медико-социальной экспертизы устанавливают структуру и степень ограничений жизнедеятельности (в том числе степень ограничения его способности к трудовой деятельности) и  принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. Для гражданина, признанного инвалидом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой формулируются целесообразные и необходимые реабилитирующие мероприятия, определяется потребность в мерах социальной защиты.     

             Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.  Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III группы – на 1 год. Без указания срока переосвидетельствования определяется инвалидность в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма. В случае несогласия гражданина с вынесенным экспертным решением в бюро МСЭ (филиале), оно может быть обжаловано им в главное бюро МСЭ, а решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро МСЭ, на основании письменного заявления, поданного в течение месяца со дня освидетельствования. По его заявлению, гражданин может быть освидетельствован последовательно в двух составах главного бюро, также с интервалом не более месяца. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в установленном законодательством порядке.

К сожалению, некоторые граждане, в нарушение порядка обжалования экспертных решений, направляют обращения в различные инстанции, не имеющие отношения к проведению медико-социальной экспертизы, тем самым, теряя время, регламентируемое законодательством для обжалования (месячный срок).

Для качественного проведения в учреждениях МСЭ реабилитационно-экспертной диагностики больному, направленному из лечебно-профилактических учреждений, должен быть проведен необходимый минимум клинических обследований. Несоблюдение данного требования приводит к задержке рассмотрения дел, дополнительным запросам в лечебные учреждения, недовольству освидетельствуемых и в значительной мере может отразиться на результате экспертизы.

Одним из показателей качества направлений граждан на МСЭ организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, является «показатель направленных на дообследование».
На сегодняшний день, к сожалению, нет узаконенного перечня обязательных обследований больных при направлении лечебно-профилактическими учреждениями на МСЭ, необходимых для вынесения экспертного решения при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан при различных заболеваниях. Так как решения этот вопрос требует уже сегодня, мы вышли с инициативным предложением проекта такого перечня. В настоящее время с департаментом здравоохранения ведётся подготовительная работа по заключению двухстороннего соглашения по принятию перечня к исполнению на региональном уровне.

Другим показателем качества отбора при направлении больных на МСЭ является показатель расхождений в оценке степени ограничений основных категорий жизнедеятельности  освидетельствуемого лица специалистами лечебно-профилактических учреждений и учреждений МСЭ – «показатель необоснованно направленных на МСЭ».

Хотя за последний год наблюдается снижение этого показателя на 2%, к сожалению, ещё нередко врачи лечебных учреждений направляют пациентов при наличии заболеваний и  травм, не учитывая законодательно установленные правила и условия признания лица инвалидом, утверждённые вышеуказанным постановлением Правительства РФ, в соответствии с которыми само по себе наличие заболевания или травмы не является основанием для установления инвалидности без наличия трёх составляющих: стойкого расстройства функций организма, ограничения жизнедеятельности (полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентироваться, общаться и т.д.), необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Для повышения эффективности деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы считаем  важным: законодательно определить статус учреждений медико-социальной экспертизы, координатора в реализации реабилитационных мероприятий инвалидов, порядок взаимодействия учреждений МСЭ с другими службами, занимающимися реабилитацией инвалидов (принять федеральные законы о медико-социальной экспертизе, о реабилитации инвалидов); совершенствовать действующие нормативные правовые документы: так, в соответствии с «Классификациями», при умеренных нарушениях функций организма основанием для установления 3 группы инвалидности является ограничение к трудовой деятельности 1 степени или ограничение других категорий жизнедеятельности в их сочетаниях. Считаем целесообразным, узаконить, в данном случае, возможность установления инвалидности по ограничению одной из основных категорий жизнедеятельности (аналогично критериям по определению 1 и 2 группы инвалидности – при выраженных и значительно выраженных нарушениях функций).

При решении вопроса о степени ограничения способности к трудовой деятельности законодательно предусмотреть возможность учитывать уклонение (отказ) лица от выполнения реабилитационных мероприятий (трудовых рекомендаций), указанных ему в индивидуальной программе реабилитации.

С целью дифференцированного пенсионирования детей-инвалидов в зависимости от тяжести инвалидизации ввести градацию статуса «ребенок-инвалид» по группам инвалидности или ввести определение нуждаемости детей-инвалидов в постоянном надзоре (уходе); установить  критерии определения инвалидности детям с учетом особенностей детского и  подросткового возраста.         

О проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды при прохождении медико-социальной экспертизы

Председатель Брянской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Баннов Николай Иванович   

В настоящее время защита прав человека является одним из самых важных направлений деятельности государства. Эта закономерность современного государственного развития закреплена в Конституции России: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7). В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. В Брянской области зарегистрировано 154 836 инвалидов по различным заболеваниям (на 01.01.2009г.). Несмотря на то, что основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии сформированы, однако, пока, это не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.Жалобы и нарекания со стороны инвалидов на решения органов медико-социальной экспертизы - явление распространенное. Это, прежде всего, жалобы на необоснованное снижение группы инвалидности и ее снятие, в том числе и у детей-инвалидов при достижении 18 лет, несправедливое установление степени ограничения способности к трудовой деятельности и т.д.Одной из самых серьезных и болезненных ситуаций, которые складываются у инвалидов в связи с прохождением комиссии МСЭ, в первую очередь тех, у кого группа инвалидности установлена бессрочно, являются проблемы, возникающие в связи с необходимостью ежегодного оформления индивидуальной программы реабилитации (ИПР),Негативное отношение инвалидов к существующему требованию ежегодного переоформления ИПР связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, инвалиды опасаются, что при новом обследовании и прохождении комиссии, группа инвалидности и степень ОСТД будут снижены. Во-вторых, оформление ИПР – процедура очень сложная, длительная и тяжелая.Так, для получения или внесения изменений в ИПР необходимо пройти полное медицинское обследование, при этом значительно увеличилась очередь к профильным специалистам, прохождение которых необходимо как для направления на освидетельствование, так и для получения или внесения дополнений в ИПР. В результате, на получение посыльного листа на МСЭ уходит несколько месяцев.Более того, немаловажной является еще одна проблема – инвалидам, особенно имеющим проблемы с передвижением, проживающим в сельской местности, трудно добраться до бюро МСЭ, в райцентрах отсутствуют специализированные комиссии.Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды при прохождении медико-социальной экспертизы, хотелось бы привести пример обращения одного инвалида, поступившего в адрес председателя БООВОИ.Так, в 2007 году в результате травмы, у заявителя произошел перелом шейки правого бедра. По настоящее время срастание перелома не произошло и без помощи костылей передвигаться он не может. Без посторонней помощи он не может приготовить себе еду, постирать, навести порядок в доме и т.д.Выйти на улицу для него возможно только по той причине, что он проживает на 1-ом этаже, но по улице он может пройти не более 50 метров и то, благодаря тому, что у каждого подъезда есть скамейки и, соответственно, есть возможность отдохнуть. Присесть и встать он может только при помощи костылей.Тем не менее, экспертным заключением филиала № 9 ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области (г. Брянск, Володарский район), ему была установлена III группа инвалидности. Пенсия соответственно, назначена не была, но была назначена выплата в сумме 265 рублей 42 копейки, которые он получает по настоящее время. Других источников дохода для существования он не имеет.В Володарском МСЭ на вопрос инвалида, как ему прожить на такие деньги, комиссия промолчала, а один из членов комиссии  сказала, что произойди с ним трагедия немного раньше, примерно на шесть месяцев, ему бы была установлена вторая группа инвалидности. Обжалование решения филиала № 9 ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области в главное бюро не дало никаких результатов и решение оставлено без изменения.Герой описываемой ситуации – юрист, поэтому был признан в своей профессии трудоспособным, без указания на то, каким образом он может добираться до места работы, которая, кроме того, подразумевает и участие в разъездных процессах (арбитражный суд, мировой суд и т.д.). Эксперты МСЭ не указали в ИПР и не дали устных разъяснений по вопросу: как и каким образом инвалид может пользоваться общественным транспортом, на ступеньки которого необходимо взобраться, при том, что еще и до остановки нужно добраться?Уверен, что приведенная ситуация, является достаточно распространенной. Сколько слез и страданий причинено подобными решениями МСЭ людям, которые, в большинстве своем, практически всю свою жизнь трудились и в результате влачат жалкое, нищенское существование, в то время, когда Президент РФ Д.А. Медведев говорит о чутком отношении к гражданам и, особенно, о соблюдении прав незащищенных слоев населения, не имеющих достаточных средств для достойной жизни.