См.раздел "Судебные решения": http://medzona.mybb.ru/viewforum.php?id=23

http://medzona.mybb.ru/viewtopic.php?id=42

http://medzona.mybb.ru/viewtopic.php?id=197


РЕШЕНИЕ
                                                   именем Российской Федерации
г.Аркадак 28 августа 2007  года
Аркадакский районный суд Саратовской области
в составе:
судьи Кочетовой Л.В.,
при секретаре Симакиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании решения военного комиссара Аркадакского района о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:
' -■
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения военного комиссара Аркадакского района о призыве его на военную службу. Просил признать решение недействительным.

В обоснование требований в заявлении и в судебном заседании указал, что решением военного комиссара Аркадакского районного № 82 от 10.08.2007 года он призван на военную службу. Считает, что решение принято с нарушением закона. В 2003 году он окончил Саратовский государственный технический университет и прошел обучение на военной кафедре и ему присвоено звание лейтенанта. По окончании обучения он поставлен на учет в военном комиссариате Аркадакского района и ему было выдано временное удостоверение офицера запаса.

В феврале 2007 года ему выдан военный билет. В соответствии со ст. 39 Положения о призыве на военную службу от 11.11.2006 года № 663 офицеры запаса, рассматриваемые для призыва, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Согласно п.2 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас, включает явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о военной службе. Решение принято без медицинского освидетельствования. При явке за получением военного билета с ним проведена беседа и он сообщил, что состоит на учете «…»
Справку в «…» ему не дали, пояснив, что должен быть запрос военкомата. Возможно, имеются и другие заболевания, и у него будет право на отсрочку.

Представитель заявителя Волович В.А. поддержал заявителя по тем же основаниям.
Полагает, что после заявления К. об изменении в состоянии здоровья военный
комиссар должен был истребовать документы и организовать проведение медицинского
освидетельствования. Проведение освидетельствования при призыве обязательно. С момента
освидетельствования при поступлении в ученое заведение прошло более 5 лет и возможно
наличие других заболеваний, о которых К. не знает. .
i
Заинтересованное лицо военный комиссар Аркадакского района Шевченко О.В. с требованиями не согласен. Суду пояснил, что К. окончил учебное заведение, обучался на военной кафедре и ему присвоено звание лейтенанта. Перед присвоением звания он был освидетельствован и признан годным к военной службе. В 2004 году военным комиссаром принято решение о призыве его на военную службу. В феврале 2007 года К. был вызван на беседу по вопросу призыва. В июне Министр обороны издал приказ о призыве К. на службу. Он также принял решение о призыве К. 10 августа 2007 года К. был ознакомлен с решением, и ему было выдано предписание, убыть в воинскую часть. Освидетельствование не проводилось. Согласно приказу военного комиссара № 49 от 30.11.2006 года освидетельствование офицеров запаса, призываемых на службу, проводится с их письменного обращения о непригодности. В районе нет постоянной комиссии. Кроме того, К. не просил об освидетельствовании. Жалоб на состояние здоровья не заявлял. Освидетельствование при призыве не является обязательным и проводится на основании распоряжения военного комиссара.

Суд выслушав участников процесса, свидетеля, изучив представленные документы, приходит к следующему:

Согласно ст.22, 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» / с изменениями на 24.07.2007 года, далее Закон о воинской обязанности/ граждане от 18 до 27 лет, окончившие учебные заведения высшего профессионального образования, и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера подлежат призыву на военную службу. Призыв осуществляется на основании Указов президента Российской Федерации. Порядок призыва определяется настоящим законом, другими федеральными законами, Указами, положением о призыве и другими нормативными актами. В соответствии со ст. 34 Постановления правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации / далее Положение о призыве/на военную службу офицеров запаса призывает военный комиссар на основании выписок из приказов Министра обороны Российской федерации.

Из объяснений участников процесса, выписки из приказа Министра обороны № 553 от 05.06.2007 , выписки из приказа военного комиссара Аркадакского района № 82 от 10.08.2007 года, военного билета усматривается, что К. прошел обучение по программе подготовки офицеров запаса при Саратовском государственном техническом университете. Приказом Министра обороны № 459 от 14.06.2003 года ему присвоено воинское звание лейтенанта, и он зачислен в запас 1 разряда. Поэтому К. является лицом, подлежащим призыву на военную службу. Приказом военного комиссара Аркадакского района от 10.08.2007 года он призван на военную службу сроком на 24 месяца.

В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В суде могут быть оспорены решения, в результате которых: нарушены права и свободы граждан. Созданы препятствия к осуществлению прав или незаконно возложена какая-либо обязанность.
Поскольку К. полагает, что решение о призыве принято с нарушением закона, он вправе оспаривать данное решение в суде.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на должностное лицо, принявшее данное решение.

Проведение медицинского освидетельствования предусмотрено 3аконом_«0_воинской обязанности...»/ст.5,26, 54 п.4, СТ.83/, «Положением призыве...» /п. 34-39/, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера /Приложение № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 06.09.1999 года № 400 «О мерах по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года № 587 «Об отверждении Положения о призыве на военную службу» / п.7, 16,18, 29,30,33, /, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 ' года № 200 « О порядке проведения военно-врачебно экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» / п.83, 205/, «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденной Постановлением' Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123 / с изменениями на 23.01.2007 года - п.9, 37/."'" Данными нормативными актами предусмотрено, что офицеры запаса, рассматриваемые для призыва на военную службу, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Отбор кандидатов для призыва, организацию освидетельствования для определения годности к военной службе, принятие решения о призыве осуществляет военный комиссар.

До начала освидетельствования военный комиссар запрашивает из медицинских учреждений сведения о пребывании' на учете /наблюдении/ по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Выявляются офицеры запаса, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва. В ходе беседы военным комиссаром изучается и состояние здоровья офицера. Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с момента медицинского освидетельствования, если иное не определено в заключении. Если в состоянии здоровья произошли изменения, дающие   основания   для   пересмотра   заключения,   проводится   повторное   медицинское освидетельствование. Таким образом, суд приходит к выводу, что при призыве офицера запаса освидетельствование обязательно.

Суд не может согласиться с доводами военного комиссара    Шевченко О.В., об
отсутствии  оснований для проведения освидетельствования,  поскольку     таковое     было проведено перед присвоением  офицерского звания. И согласно приказу военного комиссара Аркадакского района таковое оно быть проведено с письменного обращения офицера запаса.

Согласно справке военно-врачебной комиссии К.признан годным к
военной службе 22.03.2002 года.  Освидетельствование проводилось в связи с обучением на
военной кафедре учебного заведения, а не для целей   призыва на военную службу. После
освидетельствования прошло более 5 лет. Из объяснений заявителя   следует, что при беседе
27.02.2007 года он заявил, что состоит на учете в «…»  и сообщил адрес учреждения. Справку он не смог представить, так как ему отказали в этом.

Сотрудник военкомата   Ермоченко Т.Н. подтвердил, что при беседе К. заявлял о «…», однако запись об этом он не сделал, так как никаких документов представлено не было. От прохождения освидетельствования К. отказался. Суд критически относится к показаниям свидетеля об отказе от освидетельствования. Обязанность направления на освидетельствование возлагается на военного комиссара, а не на других сотрудников военкомата. Кроме того, такое направление не выдавалось. Проверка нахождения «…» на учете также возлагается на военного комиссара, а не на    гражданина, подлежащего призыву. Приказы военного комиссара не должны находится в противоречии с нормативными актами, определяющими порядок призыва. Поскольку офицер запаса заявил об изменении состояния своего здоровья, данный факт подлежал проверке. В судебном заседании состояние на учете с 2006 года в связи «…» подтверждено справкой «…».

Запись в журнале об отказе свидетель не может быть признана достоверным доказательством факта отказа. Факт отказа не подтвержден К. Кроме того, запись не отражает весь ход беседы с призывником, что подтвердил свидетель Ермоченко
Суд также не принимает доводы военного комиссара Шевченко О.В., что имеющееся у К. заболевание не дает основания для отсрочки от службы. В данном случае состояние здоровья подлежит установлению военно-врачебной комиссией и не входит в компетенцию военного комиссара. Доводы об отсутствии военно-врачебной комиссии в районе, недостатка времени для проведения освидетельствования не имеют правого значения для неисполнения гребований закона об освидетельствовании.
Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что    доводы ,Суренкова B.C. обоснованны. Решение военного комиссара принято преждевременно без (медицинского освидетельствования. Поэтому не может быть признано законным. Руководствуясь ст. 194-199,258 ч. 4 ГПК РФ,

                                                                        РЕШИЛ:
   Заявление К. об оспаривании решения военного комиссара Акадакского района удовлетворить.

Решение / приказ/ военного комиссара Аркадакского района № 82 параграф 1 от
??.08.2007  года  о  призыве К. на военную  службу     без  медицинского освидетельствования признать незаконным и обязать военного комиссара
     Аркадакского района Шевченко Олега Владимировича устранить допущенное нарушение в
     полном объеме. •
     Решение может быть обжаловано    в Саратовский областной суд через  Аркадакский      районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
             Судья Аркадакского
             районного суда:
Л.В.Кочетова