Арбитражный суд Оренбургской области Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Оренбург

18 октября 2007 года

Арбитражный суд Оренбургской области рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (г.Оренбург) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «С» (г.Оренбург) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии представителей сторон:

от заявителя: П. - ведущий специалист-эксперт (доверенность  постоянная);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Л. (доверенность  № 1, постоянная);

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «С» (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности без лицензии.

Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что медицинские услуги Обществом не оказывались, предпринимательская деятельность не осуществлялась, медицинские услуги директора Общества К. были оказаны ей как работником салона «Ж» (ООО «Э») своим постоянным клиентам. В ООО «Э» К. работает дерматологом-венерологом (дерматокосметологом) с 19.04.2004 года.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании судом установлено следующее.

31.08.2007 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление) проведена проверка Общества, в ходе которой установлено, что обществом по адресу: г. Оренбург, ул. В., 2 осуществляется медицинская деятельность без лицензии на данный вид деятельности.

Результаты проверки были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № 730 от 03.09.2007 года в присутствии законного представителя Общества - директора К.

25.09.2007 года Управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Управление считает факт вменяемого правонарушения доказанным, просит суд привлечь Общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании лицензирование медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В пункте 4 Положения о лицензировании установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию
доврачебной, амбулаторно - поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

В Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (Приложение к Положению о лицензировании) включены услуги по дерматовенерологии, косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), медицинскому массажу.

В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании Министерством здравоохранения и социального развития РФ 10.05.2007 года был издан Приказ № 323, зарегистрированный в Минюсте РФ 07.06.2007 года за № 9613 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период   беременности,    во   время   и   после   родов,    специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи».

В соответствии с п.п. 1, 3 названного Порядка организации работ (услуг) он регулирует вопросы, связанные с организацией работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, и применяется при лицензировании медицинской деятельности в зависимости от видов работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку.

В Перечень, прилагаемый к названному Порядку организации работ (услуг), включены работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по дерматовенерологии; косметологии (терапевтической); косметологии (хирургической); по медицинскому массажу.

В соответствии с п. 1.1 раздела XXIII Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 года № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" к профессиональной деятельности в качестве специалиста в области медицинского массажа допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Медицинский массаж", в чьи обязанности входит проведение лечебного (классического), сегментарного, точечного, спортивного, гигиенического, косметического, аппаратного массажа, подводного душа-массажа (п. 2.3).

В целях систематизации медицинских услуг в здравоохранении и совершенствования разработки отраслевых нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 апреля 2001 года № 113 с 01.05.2001 года введен в действие Отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ№ 91500.09.0001-2001).

В разделе 01.03 данного Отраслевого классификатора дается понятие медицинской услуги: мероприятия или комплекс мероприятий, направленных за профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В этом же разделе содержится понятие простой медицинской услуги: далее неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики,  диагностики или лечения".

В 21 разделе названного Отраслевого классификатора «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» приводятся простые медицинские услуги, оказываемые массажистами, врачами - мануальными
терапевтами путем воздействия на кожу, подкожно - жировую клетчатку, придатки кожи. К таким услугам относятся: общий массаж, массаж лица, массаж шеи, массаж кистей, массаж волосистой части головы, пилинг - массаж, вакуумный массаж кожи.                                                                                                       

В 14 разделе данного классификатора к манипуляциям сестринского ухода отнесены манипуляции, осуществляемые при чистке лица: очищение кожи лица и шеи, удаление камедонов, удаление милиумов, удаление кожного сала. Также к данному разделу отнесены следующие простые медицинские услуги: наложение маски на лицо, проведение депиляции.

К разделу 16 Отраслевого классификатора «Оперативное лечение» отнесены такие простые медицинские услуги как: дерматологический пилинг. удаление угрей, иссечение рубцов, дермабразия.

В ходе оказания таких простых медицинских услуг специалистом оказывается воздействие на кожу, подкожно - жировую клетчатку, придатки кожи пациента, что следует из вышеприведенных разделов, в которых простые медицинские услуги отнесены Отраслевым классификатором к классу 01 «Кожа, подкожно - жировая клетчатка, придатки кожи». Такое деление на различные классы в Отраслевом классификаторе основано на анатомо - функциональном принципе.

Из материалов дела следует, что Обществом оказывались вышеперечисленные простые медицинские услуги как в отдельности, так и комплексно, то есть осуществлялась медицинская деятельность без необходимой на данный вид деятельности лицензии.

Факт оказания данного вида услуг зафиксирован в протоколе № 730 об административном правонарушении и подтверждается объяснениями директора Общества, в соответствии с которыми на момент проверки лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствовала, поскольку находится в стадии оформления; за период с 01.08.2007 года по 31.08.2007 года было обслужено 4 клиента.

Также факт оказания медицинских услуг без соответствующей лицензии подтверждается ответом директора Общества на предписание Управления от 06.09.2007года, согласно которому Общество обязалось прекратить оказание платных медицинских услуг без лицензии и сообщило об устранении иных выявленных в ходе проверки нарушений.

В связи с этим судом отклоняются доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, противоречащие пояснениям директора Общества и опровергающиеся материалами дела, из которых не следует, что медицинские услуги были оказаны К. в качестве работника ООО «Э».

Данные доводы расцениваются арбитражным судом первой инстанции как намерение     уклониться     от    привлечения     к     административной

ответственности.

Таким образом, административным органом с позиций части 1 ст. 65, части 5 ст. 205 АПК РФ доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 данной статьи установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность по смыслу ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает факт совершения административного правонарушения Обществом     впервые. Доказательств     обратного

Управлением в материалы дела не представлено.

В части 2 статьи 4.2 КоАП РФ также говорится, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, на что обращено внимание судов в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Суд признает смягчающим вину Общества обстоятельством принятие им мер для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что назначением Обществу административного наказания за совершенное правонарушение в виде штрафа в минимальном размере будут достигнуты цели административного наказания   по   предупреждению   совершения   новых   правонарушении   по смыслу ст. 3.1. КоАП РФ.

Таким образом, Общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Руководствуясь   статьями   167-170,   176,      202,   206   Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд     

РЕШИЛ:

1.  Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав   потребителей   и  благополучия  человека  по   Оренбургской
области о привлечении ООО «С» к административной ответственности
по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ, удовлетворить.

2.              Привлечь ООО «С» к административной ответственности по части 2 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Взыскать с ООО «С» в доходы бюджета штраф в размере 40 000 рублей.

Исполнительный лист направить в Ленинский РОССП г. Оренбурга для исполнения в порядке ст.ст. 32.2, 32.4 КоАП РФ.

Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам - получатель: ИНН 5610086110, КПП 561001001 Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области), ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, БИК 045354001, ОКАТО 53401000000, р/с 40101810200000010010, КБК 141 1 16 28000 01 0000 140, наименование платежа - административные штрафы.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (18aac.ru) или ФАС Уральского округа (fasuo.arbitr.ru)