Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Медицинские стандарты. Технологии. Рекомендации » Психологическое консультирование


Психологическое консультирование

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Российское психологическое общество:

http://www.rpo.rsu.ru/index.shtml

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии
/Издательство С.-Петербургского университета/

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ

Современный уровень психологической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их реко-мендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положе-ние консультируемого человека, скомпрометировать в конечном счете психологическую науку.

Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях на-родного хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации психологии требуют введения в практику этических принци-пов и правил работы психолога. Это означает, что сегодня уровень профес-сионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.

В перспективе, очевидно, советским психологам предстоит ввести в свою деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются наши зарубежные коллеги практически во всем мире. Введение аттестации психологов, работающих в научно-практической области, выдача лицензий для психологической практики стоят на повестке дня. Обязательным усло-вием при этом является знание и соблюдение этических принципов и правил работы психолога.

1. Обязанности и права психолога

1. Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной,
1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.
2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических, технологических и других нововведений.
3. Улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.
4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.
5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.
6. Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.
7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.
8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.
9. Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом "не навреди".

2. Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.
2. Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.
3. Участвовать в работе комиссий по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.
4. Проводить исследования причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.
5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.
6. Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.
7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей и рабочей среды.
8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуального , психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати
9. Разрабатывать невые методьгработы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями

2. Организация деятельности психолога

1. В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную, производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
2. В качестве заказчика выступают руководитель государственной или кооперативной организации или частное лицо, обратившиеся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.
В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).
3. В качестве испытуемого ¹ выступает лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования или в личных, или в научных, или в производственных, или в социальных интересах.
4. В качестве результатов ² исследования психолога выступает теоретический, методический, экспериментальный материал, зафиксированный в форме отчетных документов принятого образца, полно, достоверно и объективно отображающий испытуемого с точки зрения задач заказчика.
4. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности
1. Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно согласованной форме техническое задание на исследование (работу), договаривается о распределении прав и обязанностей между психологом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.
2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных данных для формирования результатов исследования.
3. Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования и др. или опосредованную в форме биографического метода, метода наблюдения и др.
4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь испытуемого.
5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекоменда-ции, касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся на результатах исследования в форме письменного документа, устного сообщения, публикации в печати.
6. Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в виде мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия, изменяет применительно к особенностям испытуемого эргономические и инженерно-психологические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности ³.

3. Содержание принципов и правил работы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
5. Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее резуль-таты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолог а с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
2. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.
3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
6. Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнение психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

1. Правило сотрудничества психолога и заказчика.

Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.
3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
7. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

1. Правило адекватности методик, применяемых психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

2. Правило научности результатов исследования психолога.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.

Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчик а, коллектива, в котором они сотрудничают.
8. Принцип конфиденциальности деятельности психолога озна-чает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчик а, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

1. Правило кодирования сведений психологического характера.

Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

2. Правил о контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

3. Правило корректного использования сведений психологического характера.

Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
9. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагае-мых результатах психологической деятельности и принимали в ней добро-вольное участие.

¹ Испытуемый - условное обозначение консультируемого, или обучаемого, или тренируемого, или больного, или отбираемого, или аттестируемого, или исследуемого в интересах науки человека.

² Результаты исследования, будучи сознательно или непреднамеренно преданы гласности, приобретают характер самостоятельного компонента психологической деятельности, позитивные и негативные последствия которой должны быть предусмотрены и регламентированы.

³ Во многих случаях психолог сам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.). Часто сам испытуемый применяет к себе рекомендации психолога

2

Цели кодекса профессионального поведения

Кодекс профессионального поведения выражает добровольное принятие членами Сообщества обязательств соблюдать в своей деятельности строгую дисциплину в большей, чем это предусмотрено законом, степени. Цель членов Сообщества - показать обществу, что они стремятся сохранить высокий этический и граждан-ский уровень, а также заявить, что в ответ на доверие общества они обязуются осуществлять свою практическую деятельность так, чтобы она служила на благо общества.

1. Общие положения

Члены Профессионального Сообщества

1. всегда будут ставить интересы клиентов выше своих и служить им честно, компетентно и независимо. Члены Сообщества будут занимать независи-мую позицию и строить свою профессиональную деятельность на основа-нии непредвзятого учета всех относящихся к делу фактов и ответственных мнений.

2. не будут рекламировать свою профессиональную деятельность и профессиональную продукцию в вульгарной или коммерческой манере, языком самовосхваления или каким-либо другим образом, подрывающим честь и достоинство их профессиональной деятельности.

3. будут всеми силами стараться расширить понимание общественности и повысить ее уважение к своей профессиональной деятельности, будут вести себя так, чтобы соответствовать репутации их работы и вызвать доверие, уважение и уверенность клиентов и общественности.

2. Отношения с клиентом

Члены Профессионального Сообщества

1. будут охранять любую информацию, касающуюся дел клиента и собранную при исполнении профессиональных обязанностей, как секретную и не будут использовать в личных, финансовых или каких-либо других интересах материалы или внутреннюю информацию, поступившую к членам Сообщества в результате профессиональных связей с клиентами.

2. будут оказывать услуги двум или более конкурирующим клиентам или клиентам, между которыми существуют любого рода неприязненные отношения, только предварительно уведомив их об этом.
3. будут информировать клиентов о любых своих связях, обстоятельствах или интересах, которые могут повлиять на независимость и объективность их профессиональной деятельности.

4. будут принимать только задания, соответствующие их квалификации, которые, по их мнению, при несут реальную пользу клиентам.
5. не будут брать на себя выполнение заданий, настолько ограниченных, что не смогут принести клиенту реальной пользы в оговоренные сроки.
6. будут прежде, чем принять задание, детально советоваться с настоящим или перспективным клиентом и собирать столько фактов, сколько нужно для полного понимания проблемы клиента и того, какая им будет получена польза в результате исполнения задания.

7. будут всегда, кроме тех случаев, когда особые отношения с клиентом делают это ненужным, следить за тем, чтобы он получил письменное предложение, показывающее задачи, цели, диапазон и, где это возможно, подсчитанное вознаграждение или его обоснование для предлагаемых услуг или продуктов.

8. будут выполнять каждое задание на индивидуализированной основе и давать рекомендации, специально разработанные, чтобы удовлетворять опре-деленным требованиям ситуации клиента.

9. не будут обслуживать клиента при обстоятельствах или условиях, которые могут повлиять на их объективность, независимость или честность; они оставляют за собой право отказаться от задания, если обстоятельства, не подчиняющиеся их контролю, начнут препятствовать успешному осуществлению задания.

10. будут знакомить клиента с применяемыми принципами, методами и техниками, с тем, чтобы результаты профессиональной деятельности членов Сообщества могли оказывать свое влияние и после завершения задания.

11. не будут утаивать от клиентов любую свою заинтересованность, которая может повлиять на качество услуг консультантов.

3. Отношения внутри Сообщества

Члены Профессионального Сообщества

1. не будут принимать на себя выполнение задания для клиента, если его в это время исполняет другой член Сообщества, если только не получат убедительных доказательств, что противоречие между двумя обязательствами осознано и одобрено клиентом. Члены Сообщества не будут пытаться за-ключить соглашение с клиентом, имея сведения о соглашении, заключен-ном клиентом с другим членом Сообщества, если только не получат убедительных доказательств, что клиенту известно обо всех противоречиях меж-ду этими двумя соглашениями.

2. не будут пересматривать работу, выполненную для клиента другим членом Сообщества, не получив его осведомленного согласия, если только работа, которая является предметом пересмотра, не завершена или прервана.

3. осознавая свою ответственность перед профессиональной деятельностью и профессиональным сообществом, которая обязывает делиться с коллегами профессиональными средствами и инструментами, не будут сознательно без разрешения использовать как официально защищенные авторским правом данные, методы, материалы или техники, разработанные другими членами Сообщества, так и те данные, методы, материалы и техники, авторство которых не оформлено юридически, но известно, что принадлежит членам Сообщества.

4. будут стремиться предоставить возможность для профессионального совершенствования тех, кто займется их профессиональной деятельностью, помогая им полностью понять соответствующие функции, обязанности и ответственность и не отставать от значительных достижений в сфере их практической работы.

5. будут уважать профессиональную репутацию и практическую деятельность членов Сообщества, других специалистов, работающих в той же профессиональной области, а также в смежных областях. Однако, это не снимет морального обязательства сделать достоянием гласности факты неэтичного поведения коллег и довести это до сведения Сообщества и, если требуется, властей.

4. Вознаграждение

Члены Профессионального Сообщества

1. не будут исчислять вознаграждение за свою профессиональную деятельность на любом основании, кроме принятой профессиональной шкалы расценок.

2. будут запрашивать разумное вознаграждение за свою профессиональную деятельность, зависящее, прежде всего, от существа исполняемой деятельности, принятых обязательств, требуемого времени, компетентности и опыта исполнителей и необходимости сохранять честность и независимость.

3. не будут также принимать вознаграждение от отдельных лиц или организаций за то, что, выполняя задание клиента, они порекомендуют ему опреде-ленные оборудование, материалы или услуги.

3

Судебная психология (forensic psychology)

С. п., возникшая на стыке психологии и права, изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психол. знаний к решению правовых вопросов. Эта специальность охватывает широкий круг клиентов и ситуаций, включ. частных лиц всех возрастов, супружеские пары, группы, орг-ции, производственные структуры, правительственные учреждения, школы, ун-ты, стационарные и амбулаторные психиатрические клиники, и исправительные заведения. Судебные психологи могут привлекаться к работе в таких различных областях, как уголовная правоспособность и ответственность, ответственность за гражданские правонарушения и/или убытки, ответственность производителя за качество товара, направление в психиатрическую больницу на лечение, развод и судебные споры о родительской опеке, некарательное воздействие на преступников, права пациентов и преступников, специальное обучение, свидетельская идентификация, отбор состава присяжных, отбор и обучение полицейских, практика найма на работу, заработная плата рабочих, и профессиональная ответственность.

В отличие от психиатрии, уже на протяжении многих лет выполняющей свою роль в судебной системе, психология приобрела прочный правовой статус лишь в 1962 г., после решения Судьи Апелляционного Суда США Бэйзлона в деле «Дженкинс против Соединенных Штатов» (Jenkins v. United States). Судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела Дженкинса, предложил присяжным пренебречь свидетельскими показаниями психолога в отношении психич. расстройства. Он поступил так на основании представления, что психолог не обладает квалификацией для вынесения медицинских заключений. Апелляционный Суд США. постановил, что данный судья допустил ошибку, и определил, что «некоторым психологам предоставляется право свидетельствовать в качестве эксперта в области психических расстройств». Далее он предложил критерии, позволяющие квалифицировать психолога как эксперта. За прошедшие со времени этого решения годы др. дела значительно расширили круг охватываемых психол. экспертизой проблем. Сегодня, несмотря на существование определенных различий между штатами и между правительством штата и федеральными властями, психологам регулярно предоставляется статус эксперта практически в каждой соответствующей области уголовного, гражданского, семейного и административного права.

Развитие С. п. проявилось в целом ряде других направлений. В 1960-х годах юридические школы и психологические факультеты приступили к совместному созданию междисциплинарных учебных программ. В начале 1970-х появились первые совместные программы подготовки докторов философии и докторов юриспруденции, а также программы докторов философии в области психологии со специальностью в судебной или коррекционной психологии. На сегодняшний день уже существует множество таких программ, а также отмечается тенденция включать в программы психол. аспирантур курсы правового содержания.

Появился тж целый ряд профессиональных орг-ций. К ним относятся Американская ассоциация коррекционной психологии (American Association of Correctional Psychology)и Американское общество психологии и права (American Psychology-Law Society). В 1980 г. члены Американской психологической ассоциации (American Psychological Association, АРА)одобрили создание отделения психологии и права (Division of Psychology and Law)(Отделение 41). АРА также учредила Комиссию по правовым проблемам (Committee on Legal Issues, COLI). В 1978 г. была учреждена Американская коллегия судебной психологии (American Board of Forensic Psychology). Ее целью яв-ся аттестация квалифицированных специалистов и продвижение судебной психологии как самостоятельной законной дисциплины.

Другим свидетельством развития яв-ся публикация журналов и книг в данной области. Наряду с основными журналами, Law and Human Behavior («Право и человеческое поведение») и Criminal Justice and Behavior («Уголовное судопроизводство и поведение»), существует множество др. журналов, тж публикующих соответствующие статьи. Среди книг, рассматривающих состояние дел в этой области, можно назвать New directions in psycholegal research («Новые направления в психолого-юридических исследованиях») Липситта и Сейлса, The role of the forensic psychologist («Роль судебного психолога») Дж. Кука и Law and psychological practice («Закон и психологическая практика») Швитцгебел и Швитцгебел.

Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу — необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися конфиденциальности, к-рые будут изменяться от ситуации к ситуации.

Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг вопросов, к-рые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать не может. Адвокат должен тж понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки.

Психологу также необходимо ознакомиться с «судебной историей» (forensic history), к-рая яв-ся более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информ., как клинические записи, полицейские отчеты и свидетельские показания. На эти источники информ. впоследствии надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки.

Свидетельствование в суде. В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором, позволяющим свести трудности к минимуму, яв-ся тщательная предварительная подготовка. Такая подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои утверждения соответствующими примерами поведения. Второй уровень подготовки представляет собой встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента. Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на к-рый адвокат уже заранее не знал бы ответа. Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них будут ответы психолога. Полезно также рассмотреть вопросы, к-рые могут задаваться психологу в ходе перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы.

Доверие к психологу в зале суда будет зависеть от ряда факторов. Первым является уровень его квалификации (credentials): психолог должен обеспечить адвоката своей краткой автобиографией (curriculum vitae), к-рую адвокат может использовать при представлении психолога и характеристике его квалификации. Доверие к психологу будет тж зависеть от его поведения в зале суда. Находясь на месте для свидетельских показаний психолог должен помнить, что ведущий перекрестный допрос адвокат лишь выполняет свою работу, когда выражает сомнение в доверии к психологу и полученных им результатах. Кроме того, ситуация в зале суда зачастую не оказывается столь формальной, как это ожидается, и судья обычно готов оказать помощь свидетелю-эксперту. При свидетельствовании психолог не должен стесняться признаться в том, что он не понял вопроса, или не знает ответа, или что у него недостаточно информ. для ответа на данный вопрос.

Судебное некарательное воздействие. Судебное некарательное воздействие (forensic treatment)охватывает столь же широкий круг ситуаций, как и судебная оценка. В случае уголовных дел некарательное воздействие может заключаться в терапии, фокусирующейся на возвращении неправоспособному индивидууму его правоспособности отвечать перед судом, или в оказании эмоциональной поддержки чел., к-рому предстоит тюремное заключение. Некарательное воздействие в уголовных делах иногда включает терапию, сфокусированную на личностных проблемах либо на агрессивном или сексуальном поведении индивидуума во время содержания его под стражей или амбулаторной терапии в качестве условия, предписанного решением суда о условном осуждении (пробации) или условно-досрочном освобождении. Терапевтическая работа с преступниками требует специальных знаний о системе уголовного судопроизводства, характере и эффектах тюремной среды, системе пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, а тж об особенностях личности и/или поведения, часто наблюдаемых у преступников. Процедуры групповой терапии или поведенческой терапии часто оказываются чрезвычайно полезными при работе с сексуальными насильниками, преступниками с алкогольными проблемами, и др. категориями преступников.

В ситуации гражданских дел о взыскании убытков некарательное воздействие может состоять из инсайт-ориентированной или поддерживающей психотерапии. В дополнение этому, специальные методы, такие как поведенческая терапия, когнитивная терапия или методика биолог. обратной связи, могут использоваться для лечения тревоги, фобий или депрессии. Терапевт должен отдавать себе отчет, что суду могут потребоваться свидетельские показания, и это может временами оказывать влияние как на психич. состояние клиента, так и на ход терапии. В таких случаях терапевт зачастую может обнаружить, что судебная ситуация находится в противоречии с терапевтической ситуацией. В таких случаях терапевт обязан довести до сознания пациента и адвоката свои рекомендации, но принятие окончательного решения в отношении того, следовать этим рекомендациям или нет, ложится на самого пациента.

В ситуации установления права опеки над ребенком (child custody)некарательное воздействие часто предписывается судом либо для того, чтобы избежать полного судебного разбирательства по установлению права опеки, либо в качестве составной части разрешения спора. Осн. цель такого воздействия состоит в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, и это, конечно, требует работы с ребенком. Однако почти всегда при этом также требуется работа с родителями. Работа с родителями фокусируется на таких вопросах, как процесс общения с ребенком, неосознанное или сознательное ограничение прав др. родителя в отношении ребенка и разрешение конфликтов между родителями.

Исследования в С. п. Большинство вопросов, задаваемых судебному психологу, требуют от него лишь описания текущего состояния индивидуума. Однако мн. др. вопросы заключают в себе эксплицитное или имплицитное требование прогноза будущего поведения. Ответы на вопросы, касающиеся вероятности будущего опасного поведения, реакции на психиатрическое лечение, или адаптации ребенка в различных возможных альтернативных жизненных ситуациях, требуют не только проведения тщательной клинической оценки, но и знания релевантных исслед. В исслед. может часто обнаруживаться ошибочность традиционных клинических представлений. Недавним примером этому служат результаты исслед. детской адаптации к травме, вызванной разводом родителей. Существующий уровень научных знаний зачастую не позволяет поддержать клиническую т. зр. с позиций имеющихся исследовательских результатов. Это диктует необходимость для судебного психолога быть не только получателем информ., но и поставщиком исслед. по этим вопросам. В др. случаях, напр. связанных со свидетельской идентификацией, преимущественной основой для составления заключения яв-ся проведение соответствующего исслед.

Судебный психолог должен постоянно находиться в курсе новой информ., к-рая появляется в результате исслед. Такие усилия, наряду с совр. уровнем знаний права и изменений, вносимых в них новыми делами, обеспечивают перспективу того, что, при условии сочетания с тщательным клиническим подходом, они позволят судебному психологу оказывать наибольшую помощь правовой системе.

4

Институт практической психологии.

Полезные материалы

http://psychol.ru/

Статьи: http://psychol.ru/publications/articles/index.php

5

http://www.sudexpert.ru/lspepi_descr.htm

Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей

Объекты исследования

Личность ребенка.

Личности родителей (воспитателей).

Детско-родительские отношения.

Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок - братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).

Ситуация развития.

Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.

Типовые задачи (вопросы)

Определение степени привязанности ребенка к каждому из родителей (к другим членам семьи).

Исследование особенностей психического развития ребенка, его индивидуально-психологических свойств и качеств.

Исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля воспитания, иерархии ценностей и основных мотивационных линий поведения, влияющих на всестороннее развитие ребенка.

Установление психологически целесообразного места проживания ребенка.

Установление психологически целесообразного порядка участия родителей в воспитании.

Установление психологических факторов целесообразности усыновления.

Выявление недопустимых с точки зрения соблюдения прав ребенка форм обращения и способов воспитания (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.).

Определение влияния семейного конфликта на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка.

6

Психодиагностика.

http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/index.html

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1.ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

1. ПРИНЦИПЫ И ПРЕДМЕТ • ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.2. КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1.3. ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Тесты специальных способностей и достижений
Личностная психодиагностика
Психологическая диагностика в России
Советский период в психодиагностике

1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Темперамент и характер
Свойства характера
Потребности и мотивы
Способности
Психические состояния
Сознание и самосознание
Межличностные и групповые отношения

1.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
la. Принцип личной ответственности
2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»)
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности
4. Принцип объективности
5. Принцип конфиденциальности
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов

2 МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Операциональная классификация методик

2.2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

Стандартизированное наблюдение
Согласованность экспертных оценок
Интеграция экспертных оценок

2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Достоинства метода тестов
Недостатки тестирования
Надежность теста
Валидность теста
Стандартизация тестов
Достоверность теста

2.4. МЕТОДИКИ ШКАЛИРОВАНИЯ И САМООЦЕНКИ

Семантический дифференциал
Тест конструктов
Ранжирование
Парные сравнения и сортировка

2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, РИСУНОК, РОЛЕВАЯ ИГРА

2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

Организационные принципы
Техническое обеспечение

ЧАСТЬ 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3. ПСИХОДИАГНОСТИКА • И ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3.2 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Разработка проблемы в педагогике и психологии
Компьютерный пакет «Готовность к школе»

3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

Понятие нарушенного развития
Краткая история дефектологической диагностики
Современное состояние дефектодиагностики
Учет закономерностей развития
Структурный анализ
Проблемы стандартизации

3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

Одаренность и ее структура

Интеллект
Креативность
Связь интеллекта и креативности

3.5, ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Проблема диагностики умственного развития
Система возрастной диагностики умственного развития
Диагностика учебных достижений

3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Адаптивное тестирование

3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО
ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ

3.8. ТЕСТИРОВАНИЕ И ТРЕНИНГ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

Влияние компьютерных игр на детей
Психодиагностический потенциал коммерческих игр
Игровые тесты

3.9. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ 4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ<br >4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Обоснование методики КСПШ-60
Практические упражнения с методикой КСПШ-60
Дифференциальные педагогические воздействия

4.2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Диагностика величины отклонения
Методика СК — «Соотнесенные качества»
Методика СО — СВ «САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ»

4.4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Психологическая структура школьного класса
Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса
Закономерности развития класса как психологической общности

4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Типы профконсультаций
Принципы и технология развивающей профконсультации
Диагностика в лрофконсультации
Учет «запроса» оптанта


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Медицинские стандарты. Технологии. Рекомендации » Психологическое консультирование