МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

http://www.consultant.ru/online/base/?r … AW;n=86164

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 18 марта 2009 г. N 06-275

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
И ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В 2009 ГОДУ

В связи с поступающими обращениями по вопросам, связанным с особенностями организации и проведения в 2009 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, и приема в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья, Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей сообщает.

В соответствии с пунктом 8 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2009 г., рег. N 13065), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена.

К обучающимся (выпускникам) с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев).

Для указанной категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться также в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в соответствующем заявлении.

Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.

Пунктом 3 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. N 396 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2009 г., рег. N 13155), с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 58 (зарегистрирован в Минюсте России 18 марта 2009 г., рег. N 13528) (далее - Порядок приема в вузы), установлено, что прием в высшее учебное заведение (далее - вуз) на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования, и по результатам дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в вузе). Кроме того, определены категории граждан, прием которых в 2009 году осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

При этом граждане с ограниченными возможностями здоровья могут подать заявление о приеме в вуз как по результатам ЕГЭ, так и по результатам проводимых вузом вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI Порядка приема в вузы.

Аналогичные положения, касающиеся приема граждан с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - ссуз), закреплены в пунктах 5, 6, главе VII Порядка приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2009 г., рег. N 13239) (далее - Порядок приема в ссузы).

На основании пункта 28 Порядка приема в вузы и пункта 30 Порядка приема в ссузы лица с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в вузы или ссузы и не имеющие результатов ЕГЭ, представляют при подаче заявления один из следующих документов, подтверждающих наличие у них ограниченных возможностей здоровья:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

справка об установлении инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

документ (справка), выданный образовательным учреждением, органом, осуществляющим управление в сфере образования, подтверждающий, что поступающий проходил государственную (итоговую) аттестацию как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на прием в вузы и ссузы вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, представляют справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Директор Департамента

А.А.ЛЕВИТСКАЯ