Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2017 г. N 48-КГ17-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Носовой М.С. на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 8 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 4 мая 2016 года, которыми отказано в удовлетворении её административного иска об оспаривании бездействия главного врача Центральной городской больницы Коркино и обязании Центральной городской больницы Коркино устранить нарушение прав.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Носовой М.С. - Токарева В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Носова М.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия главного врача Центральной городской больницы Коркино, выраженного в непредоставлении ей справки о том, что она не состоит на учёте у врача-психиатра. В этой связи административный истец просила обязать Центральную городскую больницу Коркино выдать ей данную справку. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в предоставлении указанной справки врачами Центральной городской больницы Коркино ей было отказано незаконно.

Решением Коркинского городского суда Челябинской области от 8 февраля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 4 мая 2016 года, в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе Носова М.С. просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение.

Определением судьи Верховного суда Российской Федерации от 13 марта 2017 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что врачи Центральной городской больницы Коркино при рассмотрении обращений Носовой М.С. действовали в соответствии с положениями действующего законодательства, и оспариваемого бездействия главным врачом Центральной городской больницы Коркино допущено не было, поскольку письменные ответы на обращения Носовой М.С. им были даны.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанции не согласна.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 78 этого же Федерального закона закреплено, что медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 года N 441н утверждён Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 2).

Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (пункт 7). Справки могут содержать следующие сведения: а) о факте обращения гражданина за медицинской помощью; б) об оказании гражданину медицинской помощи в медицинской организации; в) о факте прохождения гражданином медицинского освидетельствования, медицинских осмотров, медицинского обследования и (или) лечения; г) о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения; д) об освобождении от посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учёбы в связи с заболеванием, состоянием; е) о наличии (отсутствии) медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учёбы; ж) о проведённых гражданину профилактических прививках; з) о наличии (отсутствии) контакта с больными инфекционными заболеваниями; и) об освобождении донора от работы в день сдачи крови и её компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования; к) иные сведения, имеющие отношение к состоянию здоровья пациента и оказанию гражданину медицинской помощи в медицинской организации (пункт 9). Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации (пункт 10).

Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведённых медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения (пункт 12). Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая: а) описание проведённого обследования и (или) лечения, их результатов; б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; в) обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учёбы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия; г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи (пункт 13). Медицинские заключения оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (пункт 14).

Как следует из обстоятельств административного дела, Носова М.С. обратилась в Центральную городскую больницу Коркино с просьбой о выдаче ей на основании части 5 статьи 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" справки о том, что она не состоит на учёте у врача-психиатра. Врач-психиатр посчитал, что разрешить вопрос о выдаче такой справки в отношении Носовой М.С. единолично не может, что для разрешения данного вопроса необходима врачебная комиссия, в связи с чем, отказал в удовлетворении её заявления в устной форме.

В ответ на последующие письменные обращения Носовой М.С. к главному врачу Центральной городской больницы Коркино с той же просьбой главный врач сообщил ей о том, что справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. В случае с Носовой М.С. врачебной комиссией Центральной городской больницы Коркино, на заседания которой она приглашалась неоднократно, врачу-психиатру рекомендовано на основании пункта 38 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н, направить Носову М.С. для освидетельствования во врачебной комиссии Областной клинической специализированной психоневрологической больницы N 1.

Согласно пункту 38 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

Таким образом, врач-психиатр и врачебная комиссия Центральной городской больницы Коркино при разрешении вопроса о том, состоит или не состоит Носова М.С. на учёте у врача-психиатра, пришли к выводу о необходимости медицинского освидетельствования Носовой М.С., что противоречит положениям пункта 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, в соответствии с которыми по результатам медицинского обследования справки выдаются в случаях, если проведение такого обследования необходимо, а в остальных случаях справки выдаются на основании записей в медицинской документации гражданина. Из существа обращения Носовой М.С. усматривается, что установить факт того, состоит или не состоит она на учёте у врача-психиатра, возможно именно на основании записей в медицинской документации гражданина, и необходимость в проведении медицинского обследования в данном случае отсутствует, поэтому Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что врач-психиатр и врачебная комиссия Центральной городской больницы Коркино при рассмотрении обращений Носовой М.С., содержащих просьбу исключительно о выдаче справки о том, состоит или не состоит она на учёте у врача-психиатра, разрешать вопрос о необходимости проведения медицинского обследования Носовой М.С. не могли, а разрешив данный вопрос, нарушили её право на получение имеющейся в медицинской организации информации о состоянии своего здоровья, предусмотренное частями 1 и 5 статьи 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Кроме того, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отметить следующее.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

В соответствии с частью 1 статьи 20 этого же Федерального закона необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Случаи, когда медицинское вмешательство допускается без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, порядок принятия соответствующего решения установлены частями 9 и 10 этой же статьи.

Исходя из части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 65 указанного Федерального закона медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечёт за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование, которое проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании.

Частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" закреплено, что психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно частям 1 и 2 статьи 23 указанного Закона Российской Федерации психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение. Случаи, когда психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, порядок принятия соответствующего решения установлены частями 4 и 5 этой же статьи, статьями 24 и 25 данного Закона Российской Федерации.

Как видно из материалов административного дела, Носова М.С. с просьбой о выдаче ей медицинского заключения в Центральную городскую больницу Коркино не обращалась, а просила врача-психиатра и главного права данной больницы выдать справку о том, состоит или не состоит она на учёте у врача-психиатра, которая была ей необходима для использования в личных целях.

Между тем, вопреки суждениям судов первой и апелляционной инстанции, главный врач Центральной городской больницы Коркино допустил бездействие, поскольку в своих письменных ответах от 12 октября 2015 года, 30 октября 2015 года и 14 декабря 2015 года вопрос о том, состоит или не состоит Носова М.С. на учёте у врача-психиатра, им не разрешался. В указанных письменных ответах Носовой М.С. разъяснялась законность принятого врачом-психиатром решения об отказе в выдаче ей справки и Носова М.С. приглашалась на заседания врачебной комиссии, о чём Носова М.С. в своих обращениях на имя главного врача не просила.

Таким образом, обжалуемые судебные акты являются незаконными, в связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене.

При рассмотрении кассационной жалобы Носовой М.С. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила, что в настоящее время Носова М.С. в справке о том, состоит ли она на учёте у врача-психиатра на дату первоначального обращения в Центральную городскую больницу Коркино, уже не нуждается.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает направить административное дело на новое рассмотрении в суд первой инстанции, при котором суду следует установить, была ли Носова М.С. в ответ на свои обращения в Центральную городскую больницу Коркино информирована о том, состоит ли она на учёте у врача-психиатра, а также обсудить способ восстановления нарушенного права Носовой М.С. в случае, если факт нерассмотрения её обращений в Центральную городскую больницу Коркино по существу будет судом установлен.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Коркинского городского суда Челябинской области от 8 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 4 мая 2016 года отменить.

Административное дело по административному иску Носовой М.С. об оспаривании бездействия главного врача Центральной городской больницы Коркино и обязании Центральной городской больницы Коркино устранить нарушение прав направить на новое рассмотрение в Коркинский городской суд Челябинской области в ином составе суда.

Председательствующий
Зинченко И.Н.
Судьи
Калинина Л.А.
Корчашкина Т.Е.