Военная подготовка. Учебные сборы. Отказ. Религия.1839-О

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. № 1839-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Цветкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Цветков оспаривает конституционность абзаца третьего пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

Как следует из представленных материалов, А.В. Цветков обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 33 и 53 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 96/134), регулирующих проведение учебных сборов в ходе подготовки граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года, в удовлетворении его требований было отказано. В передаче надзорной жалобы на данные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации заявителю также было отказано.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, предусматривающее учебные сборы, сходные по своему содержанию с военной службой, распространяет воинскую обязанность на несовершеннолетних граждан и не устанавливает возможности отказа от прохождения военной подготовки, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 28, 59 (часть 3) и 60.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливает запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляя, в частности, что в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29, часть 3; статья 59, часть 3). При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (определения от 24 июня 2014 года № 1470-О и от 24 сентября 2014 года № 2204-О).

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования; подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов (пункт 1 статьи 13).

Конкретизируя данные законоположения, Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах устанавливает, что к участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья (пункт 33); продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов); в ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск; в процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации (пункт 35); учебные сборы проводятся на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; в местах, где нет соединений и воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях (пункт 36); организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам учебных сборов, согласованным с военным комиссаром (пункт 44).

Указанной Инструкцией также предусмотрено, что общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях (учебных пунктах), заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении (учебном пункте); гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы; для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов; в случае отказа отдельных граждан по религиозным мотивам от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия решение об освобождении от прохождения данной темы занятий принимает руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) на основании обоснованного заявления родителей (законных представителей), которое должно быть представлено руководителю образовательного учреждения (начальнику учебного пункта) до начала учебных сборов.

Таким образом, подготовка граждан по основам военной службы, в том числе прохождение учебных сборов, осуществляется в рамках прохождения программ среднего образования и не может рассматриваться как несение ими военной службы. При этом действующее правовое регулирование позволяет обеспечить при проведении учебных сборов право гражданина иметь религиозные и иные убеждения, свободно действовать в соответствии с ними и не быть принужденным к отказу от них.

Следовательно, в рамках действующей системы правового регулирования, а также принимая во внимание, что заявителем не представлены материалы, свидетельствующие о том, что он был привлечен к прохождению учебных сборов, участию в проведении стрельб и изучению боевого ручного стрелкового оружия вопреки его убеждениям, абзац третий пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цветкова Александра Витальевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
В.Д. Зорькин