ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1 (2015)
VI. Разрешение споров, связанных с обеспечением социальной защиты граждан
Определение N 12-КГ14-5

     7. Отсутствие  специально  разработанных  правил   определения
степени утраты профессиональной трудоспособности лиц,  пострадавших
в   результате   дорожно-транспортных   происшествий,   не    может
ограничивать реализацию такими лицами права на получение страхового
возмещения в связи с повреждением здоровья.
     Судом  установлено,  что  25 августа  2012 г.   в   результате
дорожно-транспортного    происшествия    О.    получила    телесные
повреждения, повлекшие за собой вред здоровью.  В  соответствии  со
справкой  медико-социальной  экспертизы  от  28 июня   2013 г.   ей
установлена III группа инвалидности по причине "общее заболевание".
     15 марта 2013 г. О.  обратилась  с  заявлением  в  федеральное
учреждение медико-социальной экспертизы (далее - учреждение МСЭ)  о
проведении   обследования    и    установлении    степени    утраты
профессиональной трудоспособности за период с 25 августа 2012 г. по
дату обследования.
     19 марта 2013 г. учреждением МСЭ направлен ответ О., в котором
указано,  что  для  определения  степени  утраты   профессиональной
трудоспособности необходимо представить документы,  предусмотренные
п. 25    Административного     регламента     по     предоставлению
государственной услуги по проведению медико-социальной  экспертизы,
утвержденного приказом  Минздравсоцразвития   России  от  11 апреля
2011 г. N 295н, в частности акт о несчастном случае на производстве
или судебное постановление об установлении факта несчастного случая
на  производстве  или  профессионального   заболевания,   а   также
заключение органа государственной экспертизы условий труда, которые
предшествовали несчастному случаю.
     22 апреля 2013 г.  О.  обратилась  с  повторным  заявлением  о
проведении  обследования  в  целях  установления   степени   утраты
профессиональной трудоспособности.
     В ответе от 24 апреля 2013 г. ей было сообщено о необходимости
представления  акта  о  несчастном   случае   на   производстве   и
невозможности  проведения  освидетельствования   для   установления
степени   утраты   профессиональной   трудоспособности,   поскольку
отсутствует  нормативный   правовой   акт,   определяющий   порядок
установления  степени  утраты   профессиональной   трудоспособности
лицам, получившим повреждение здоровья, не связанное с  исполнением
трудовых обязанностей.
     О. обратилась  в  суд  с  заявлением  о  признании  незаконным
решения учреждения МСЭ от 24 апреля 2013 г. об отказе в  проведении
медико-социальной экспертизы.
     Решением суда  первой  инстанции,  оставленным  без  изменения
определением  суда  апелляционной   инстанции,   в   удовлетворении
заявления отказано.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
отменила состоявшиеся по  делу  судебные  постановления,  направила
дело  на  новое  рассмотрение  в  суд  первой   инстанции,   указав
следующее.
     Конвенция  о  правах  инвалидов  (принята  13 декабря  2006 г.
Резолюцией  61/106   Генеральной   Ассамблеи   ООН)   налагает   на
государства-участников, к которым относится  Россия,  обязательства
по принятию мер к тому, чтобы наделить инвалидов  возможностью  для
достижения  и   сохранения   максимальной   независимости,   полных
физических, умственных, социальных и профессиональных  способностей
и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
     Стандартные  правила  обеспечения  равных   возможностей   для
инвалидов, принятые 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной
Ассамблеи ООН, в правиле  8  предписывают  государствам  обеспечить
поддержание  надлежащих   доходов   инвалидов,   которые   в   силу
нетрудоспособности     или     по     причинам,     связанным     с
нетрудоспособностью,  временно  утратили  возможность  зарабатывать
средства к существованию, или  заработок  которых  уменьшился,  или
которые не имеют возможности найти работу.
     Декларация о  правах  инвалидов,  принятая  9 декабря  1975 г.
Резолюцией 3447 (XXX) на  2433-м  пленарном  заседании  Генеральной
Ассамблеи ООН, в ст. 5 предусматривает, что инвалиды имеют право на
меры,  предназначенные  для  того,  чтобы   дать   им   возможность
приобрести как можно большую самостоятельность.
     Федеральный закон от 21 ноября  2011 г.  N 323-ФЗ  "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской  Федерации"  в  ст.ст. 58,  60
закрепляет,  что  медицинской  экспертизой  является  проводимое  в
установленном порядке исследование,  направленное  на  установление
состояния здоровья гражданина, в целях определения его  способности
осуществлять трудовую или иную деятельность, а  также  установления
причинно-следственной связи между воздействием каких-либо  событий,
факторов  и  состоянием  здоровья   гражданина,   определяет   виды
медицинских экспертиз и относит к ним медико-социальную экспертизу,
которая    проводится    в    целях    определения     потребностей
освидетельствуемого  лица  в  мерах  социальной   защиты,   включая
реабилитацию,    федеральными    учреждениями     медико-социальной
экспертизы  на   основе   оценки   ограничений   жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма, в соответствии с
законодательством  Российской   Федерации   о   социальной   защите
инвалидов.
     Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ  "О социальной
защите инвалидов  в  Российской  Федерации"  в  ст. 2,  ч. 1  ст. 7
раскрывает  понятие  социальной  защиты   инвалидов   как   системы
гарантированных государством  экономических,  правовых  мер  и  мер
социальной  поддержки,   обеспечивающих   инвалидам   условия   для
преодоления, замещения (компенсации) ограничений  жизнедеятельности
и  направленных  на  создание  им  равных  с   другими   гражданами
возможностей  участия   в   жизни   общества,   а   также   понятие
медико-социальной  экспертизы  как  определение   в   установленном
порядке потребностей освидетельствуемого лица  в  мерах  социальной
защиты,  включая  реабилитацию,  на   основе   оценки   ограничений
жизнедеятельности,   вызванных   стойким   расстройством    функций
организма.
     Согласно     ст. 8     названного     Федерального      закона
медико-социальная    экспертиза     осуществляется     федеральными
учреждениями   медико-социальной   экспертизы,    подведомственными
уполномоченному  органу,  определяемому  Правительством  Российской
Федерации, который утверждает порядок  организации  и  деятельности
этих   федеральных   учреждений.    На    федеральные    учреждения
медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты
профессиональной трудоспособности.
     Из содержания приведенных норм следует, что инвалиду как лицу,
которое имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством  функций
организма,  обусловленное  в   том   числе   последствиями   травм,
приводящими   к   ограничению   жизнедеятельности,    гарантируются
государством наряду с иными и  экономические  меры,  обеспечивающие
инвалидам условия для преодоления, компенсации этих  ограничений  в
целях создания им равных с другими гражданами возможностей  участия
в жизни общества. При этом  экономические  меры  социальной  защиты
инвалидов реализуются и  в  создании  учреждений  медико-социальной
экспертизы,   на   которые   государство   возлагает   функции   по
установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах
социальной защиты, разработке индивидуальных программ  реабилитации
инвалидов, а  также  определению  степени  утраты  профессиональной
трудоспособности. При этом  относящееся  к  полномочиям  учреждений
медико-социальной   экспертизы    установление    степени    утраты
профессиональной   трудоспособности   направлено   на   обеспечение
реализации права инвалидов на  возмещение  вреда,  причиненного  их
жизни и здоровью, и не ограничивается  исполнением  данными  лицами
обязанностей по трудовому договору при его причинении.
     В силу п. 1  ст. 1086  ГК  РФ  размер  подлежащего  возмещению
утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах
к его среднему месячному заработку (доходу)  до  увечья  или  иного
повреждения  здоровья   либо   до   утраты   им   трудоспособности,
соответствующих   степени   утраты   потерпевшим   профессиональной
трудоспособности,     а     при     отсутствии     профессиональной
трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
     Согласно преамбуле Федерального  закона  "О социальной  защите
инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики  в
области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является
обеспечение этим гражданам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав
и свобод,  предусмотренных  Конституцией  Российской  Федерации,  а
также  в  соответствии  с  общепризнанными  принципами  и   нормами
международного  права  и   международными   договорами   Российской
Федерации.
     Постановлением Правительства РФ от  16 октября  2000 г.  N 789
утвержден  Порядок  установления   учреждениями   медико-социальной
экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами,
получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
     Нормативного   правого    акта,    устанавливающего    порядок
определения  учреждениями  медико-социальной   экспертизы   степени
утраты  профессиональной   трудоспособности   лицами,   получившими
повреждение здоровья не  на  производстве,  в  настоящее  время  не
имеется.
     Между тем отсутствие предписанного нормативным правовым  актом
механизма  проведения  учреждениями  медико-социальной   экспертизы
исследования не может препятствовать осуществлению права  инвалидов
на  возмещение  вреда  в  виде  утраченного  заработка  (дохода)  и
реализации вытекающих из положений  п. 5  ч. 3  ст. 8  Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"  прав
на гарантируемые государством  экономические  меры,  обеспечивающие
инвалидам условия для преодоления ограничений  жизнедеятельности  в
виде   определения   утраты    профессиональной    трудоспособности
учреждениями медико-социальной экспертизы.
     При   этом   отсутствие   специально   разработанных    правил
освидетельствования  указанными  учреждениями  пострадавших  не  на
производстве не может ограничивать  право  заявителя  на  получение
государственной услуги, результатом  которой  является  определение
степени утраты профессиональной трудоспособности в  процентах,  без
которого невозможно получение им страхового возмещения  в  связи  с
повреждением   здоровья    в    результате    дорожно-транспортного
происшествия.
     Судебная коллегия признала несостоятельным обоснование  судами
первой и второй инстанций правомерности отказа истцу в установлении
степени утраты  профессиональной  трудоспособности  со  ссылкой  на
положения  упомянутого   выше   Административного   регламента   по
предоставлению     государственной     услуги     по     проведению
медико-социальной экспертизы (действовавшего на момент рассмотрения
дела в суде).
     Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК  РФ  суд,  установив  при  разрешении
гражданского дела, что нормативный правовой  акт  не  соответствует
нормативному правовому акту,  имеющему  большую  юридическую  силу,
применяет нормативный правовой  акт,  имеющий  большую  юридическую
силу.
     Следовательно,  при  разрешении  спора  суду  необходимо  было
правильно определить юридически значимые обстоятельства и применить
нормативный правовой  акт,  имеющий  большую  юридическую  силу,  в
данном случае положения  ст. 8  Федерального  закона  "О социальной
защите инвалидов в Российской  Федерации"  и  нормы  международного
права о правах инвалидов.
     Судом при  разрешении  спора  также  не  было  учтено,  что  в
разъяснениях, изложенных  в   абз. 2  п. 28  постановления  Пленума
Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г.  N 1  "О применении  судами
гражданского   законодательства,   регулирующего    отношения    по
обязательствам  вследствие  причинения  вреда  жизни  или  здоровью
гражданина",    указано,    что    определение    степени    утраты
профессиональной   трудоспособности    производится    учреждениями
государственной службы медико-социальной экспертизы  (постановление
Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации
и    деятельности    федеральных     государственных     учреждений
медико-социальной   экспертизы"),   а    степени    утраты    общей
трудоспособности - судебно-медицинской  экспертизой  в  медицинских
учреждениях государственной системы здравоохранения  (ст. 52  Основ
законодательства Российской Федерации об охране  здоровья  граждан,
утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г.
N 5487-I).