Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Здравоохранение и социальная защита. Информация » Мед.услуги. Лекарства. Социальный налоговый вычет


Мед.услуги. Лекарства. Социальный налоговый вычет

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 февраля 2016 г. N 03-04-05/11309
О получении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Освобождение от уплаты налогов - это льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Поскольку, согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), то соответствующее ограничение возраста детей, затраты на лечение которых дают право родителям на получение социального налогового вычета, было установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

Кроме того, существует институт обязательного медицинского страхования, обеспечивающий всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

И.о. директора Департамента
Р.А. Саакян

2

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-04-05/15472 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме расходов на лечение

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Социальный налоговый вычет на лечение предоставляется при подаче налоговой декларации, а также документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на лечение.

По вопросу исчерпывающего перечня документов, прилагаемых налогоплательщиками к налоговым декларациям по налогу на доходы физических лиц, следует обратиться в Федеральную налоговую службу.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

И.о. директора Департамента
Р.А. Саакян

3

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2016 г. N 03-04-05/24419
О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги по сдаче платных анализов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации). При этом в указанный перечень включены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.

В случае, если медицинские услуги по сдаче платных анализов в лаборатории включены в вышеназванный Перечень медицинских услуг налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-11/473@.

Налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета путем подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика за оказанные ему медицинские услуги.

Одним из документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

4

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 марта 2016 г. N 03-04-05/15111 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме страховых взносов, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, в частности, в сумме страховых взносов, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования.

Поскольку организация не является налогоплательщиком по налогу на доходы физических лиц, следовательно, право на получение социального налогового вычета не имеет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 210 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации обеспечивают индивидуальное информирование застрахованных лиц о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости. Информирование застрахованных лиц о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости осуществляется через региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций), официальные сайты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере медицинского страхования путем создания личного кабинета пациента, а также через страховые медицинские организации в виде выписки на бумажном носителе.

И. о. директора Департамента
Р.А. Саакян

5

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 апреля 2016 г. N 03-04-05/23254
О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

В случае, если лечение диабета 1 типа включено в вышеназванный Перечень медицинских услуг налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи.
В части вопроса о возможности отнесения лечения диабета 1 типа к вышеуказанному перечню обращение направлено для ответа в Министерство здравоохранения Российской Федерации письмом от 14.04.2016 N 03-04-09/21778.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

6

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2016 г. N 03-04-06/24454 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме расходов на лечение

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО и в пределах своей компетенции по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

7

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июня 2016 г. N 03-04-05/36495 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме расходов на лечение

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

При этом социальный налоговый вычет на лечение предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Одним из документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и# от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.

Таким образом, налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета путем подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, договора на лечение и Справки об оплате медицинских услуг, выданной в установленном порядке учреждением здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

8

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2016 г. N 03-04-05/43566 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ на лечение

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

При этом социальный налоговый вычет на лечение предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Одним из документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

9

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июля 2016 г. № БС-4-11/13654@ "О порядке предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя"

Вопрос: О порядке предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя

Ответ:

Федеральная налоговая служба по вопросу предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Исходя из положений части 1 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, могут осуществляться с 1 июня 2015 года исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление таких видов деятельности, выданные в порядке, установленном указанным Законом № 99-ФЗ, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Закона № 6-ФКЗ.

Положениями части 2 статьи 12.2 Закона № 6-ФКЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями Закона № 99-ФЗ при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 № 207 «О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 1 июня 2015 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается осуществление медицинской деятельности без получения лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ.

Вместе с тем, положения статьи 12.2 Закона № 6-ФКЗ не ограничивают право юридического лица, индивидуального предпринимателя подать заявление на получение лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности в общем порядке, предусмотренном Законом № 99-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации, налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, как имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, так и не имеющими лицензии при условии представления ими в установленном порядке уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения ими при осуществлении данного вида деятельности временных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

10

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 августа 2016 г. N 03-04-05/47358 О получении социального налогового вычета по НДФЛ при приобретении слухового аппарата

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Перечень медицинских услуг утвержден в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".

Учитывая, что приобретение слухового аппарата не поименовано в данном Перечне, физическое лицо не имеет права на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Заместитель директора Департамента
В.А. Прокаев

11

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2016 г. N 03-04-07/40619 О предоставлении социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими, в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Исходя из положений части 1 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, могут осуществляться с 1 июня 2015 года исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление таких видов деятельности, выданные в порядке, установленном указанным Законом N 99-ФЗ, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Закона N 6-ФКЗ.

Положениями части 2 статьи 12.2 Закона N 6-ФКЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями Закона N 99-ФЗ при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с 1 июня 2015 года на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается осуществление медицинской деятельности без получения лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Законом N 99-ФЗ.

Вместе с тем, положения статьи 12 Закона N 6-ФКЗ не ограничивают право юридического лица, индивидуального предпринимателя подать заявление на получение лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности в общем порядке, предусмотренном Законом N 99-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, в рассматриваемой ситуации, налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, как имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, так и не имеющими лицензии при условии представления ими в установленном порядке уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения ими при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Директор Департамента
А.В. Сазанов

12

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 августа 2016 г. N 03-04-05/49358

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу получения социального налогового вычета на лечение по налогу на дохода физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее,

В соответствий с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Исходя из указанных положений Кодекса следует, что социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком за лечение его бабушки, не предусмотрен. Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В отношении предложения об изменении условий предоставления социального налогового вычета сообщаем, что указанные предложения будут учитываться при рассмотрении, подготовке и (или) согласовании проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Одновременно сообщаем, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

13

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2016 г. N 03-04-05/59228 О получении физическим лицом социального налогового вычета по НДФЛ в сумме расходов на лечение

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу получения физическим лицом социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам на лечение и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что супругом произведена оплата лечения своей матери.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Поскольку родители мужа не относятся к лицам, поименованным в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, то социальный налоговый вычет по расходам за лечение матери мужа физическому лицу (супруге) предоставлен быть не может.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

14

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2016 г. N 03-04-05/59175

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 утвержден Перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.

В случае, если лекарственное средство входит в Перечень лекарственных средств, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, связанных с приобретением данного лекарственного средства.

Одновременно сообщаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств для медицинского применения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В настоящее время Минздравом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы налогового вычета", который находится на согласовании с федеральными органами исполнительной власти. На официальном сайте regulation.gov.ru Минздравом России размещено уведомление о подготовке указанного проекта постановления по адресу http://regulation.gov.ru/p/49713.

Таким образом, если лекарственное средство "пегилированный интерферон альфа" будет включено в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации, то налогоплательщик будет иметь право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

15

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2016 г. N 03-04-05/63667 О получении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге) (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Таким образом, налогоплательщики-супруги вправе претендовать на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, независимо от того, на кого из супругов оформлены документы, подтверждающие фактические расходы.

Кроме того, в случае, если медицинской организацией (индивидуальным предпринимателем) одному из супругов будет выдана Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 (далее - Справка об оплате медицинских услуг), на общую сумму оплаченных медицинских услуг по договору, по мнению Департамента, для подтверждения своего права на получение социального налогового вычета вторым супругом может быть предоставлен дубликат указанной Справки об оплате медицинских услуг, выданный медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем).

Абзацем седьмым пункта 2 статьи 219 Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-5 пункта 1 статьи 219 Кодекса (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Распределение расходов на лечение в целях получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, осуществляется налогоплательщиками-супругами самостоятельно.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

16

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 декабря 2016 г. N 03-04-05/77196 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов по договору добровольного медицинского страхования

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как следует из обращения, организация производит удержание взносов по договору добровольного медицинского страхования из заработной платы работников и перечисляет их страховой организации.

Согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при применении социального налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса.

В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и организацией - работодателем в пользу работников, а удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета.

При этом следует иметь в виду, что социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов по договору добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно медицинских услуг, путем подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Документами, подтверждающими право на получение социального налогового вычета, в частности, могут быть налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), копия договора добровольного медицинского страхования, справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), справка, подтверждающая удержание налога на доходы физических лиц из заработной платы работника, заявление на возврат налога на доходы физических лиц и другие.

За получением информации о требующихся документах в конкретной ситуации следует обратиться в налоговый орган по месту жительства.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

17

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 января 2017 г. N 03-04-05/1101

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Освобождение от уплаты налогов - это льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Поскольку, согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), то соответствующее ограничение возраста детей, затраты на лечение которых дают право родителям на получение социального налогового вычета, было установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте и учитываются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян

18

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 марта 2017 г. N 03-04-05/12875 О рассмотрении предложения о снятии ограничения в отношении возраста детей, затраты на лечение которых дают право родителям на получение социального налогового вычета по НДФЛ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложением по внесению изменений в части снятия ограничения в отношении возраста детей, затраты на лечение которых дают право родителям на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право па получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Освобождение от уплаты налогов - это льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Поскольку согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), то соответствующее ограничение возраста детей, затраты на лечение которых дают право родителям на получение социального налогового вычета, было установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

Кроме того, существует институт обязательного медицинского страхования, обеспечивающий всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

Заместитель директора Департамента
.А. Саакян

19

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 марта 2017 г. N 03-04-05/16332 О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета статьей 219 Кодекса не установлено.

При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий или предшествующий период налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Здравоохранение и социальная защита. Информация » Мед.услуги. Лекарства. Социальный налоговый вычет