Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Суды субъектов РФ » Инвалиды. ИПР. Средства реабилитации. Суд


Инвалиды. ИПР. Средства реабилитации. Суд

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2015 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Занозина Е.А.,

при секретаре Солодиловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Деминой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1915/2015 по иску прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Клименко В. И., к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному-Югре о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска обратился в суд с иском в интересах Клименко В.И., к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному-Югре о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации. В обоснование заявленного требования указал, что Клименко В.И. является инвалидом <данные изъяты> группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ответчик должен обеспечивать его техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> для взрослых размером <данные изъяты> <данные изъяты> в количестве 5 штуки в сутки, 1825 штук в год, но свои обязательства исполняет ненадлежащим образов. С <дата> по настоящее время ей предоставлено только 251 <данные изъяты>. Таким образом, Клименко В.И. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, <данные изъяты> в оставшемся количестве 1154 штуки. Просит обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования по ХМАО-Югре обеспечить Клименко В.И. средств технической реабилитации, предусмотренной ее программой реабилитации в количестве 1154 <данные изъяты> для взрослых размером <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора города Нижневартовска Демина В.В. исковые требования поддержала.

Клименко В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности Халитова Р.Р. согласилась с иском о предоставлении истцу подгузников, но не согласилась с размером заявленного требования. Суду объяснила, что начало срока обеспечения изделиями «<данные изъяты>» является дата регистрации заявления. Клименко В.И. обратилась с заявлением в филиал <дата>. И с этого момента у Фонда возникла обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе и по <данные изъяты>. Следовательно, за период с <дата> по <дата> должны быть предоставлены <данные изъяты> в количестве 1435 штук из расчета 5 штук в сутки. Клименко В.И. была обеспечен <данные изъяты> в количестве 671 штук, следовательно, за финансовый 2014 год разница составила 764 <данные изъяты>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Материалами дела, справкой МСЭ-№ №, выданной <дата> Бюро МСЭ № смешанного профиля г. Нижневартовска ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО-Югре» подтверждено, что Клименко В.И. установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно.

Для Клименко В.И. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой она должна обеспечиваться техническими средствами реабилитации в виде <данные изъяты> для взрослых, размер <данные изъяты>, в количестве 5 штуки в сутки и 1825 штук в год.

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной, защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с пунктом 22 которого к числу таких технических средств реабилитации отнесены <данные изъяты>

В соответствии с п.п. 3, 4, 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства на основании его заявления, которое подается инвалидом, либо лицом, предоставляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (уполномоченный орган) и рассматривается в 15-дневный срок с даты его поступления.

В соответствии Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101), средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации в который входят его региональные отделения.

Клименко В.И. <дата> обратилась в филиал № ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске с заявлением о выдаче ей <данные изъяты>, в соответствии с программой ее реабилитации.

На основании выше изложенного, суд полагает, что с <дата> до <дата> ответчик должен был предоставить 1435 <данные изъяты> из расчета 5 <данные изъяты> в сутки.

Из представленных суду заявлений, приказов, платежных поручений, и чеков следует, что подгузников за этот период было предоставлено 671 штук.

Из указанных документов следует, что Клименко В.И. <дата> и <дата> были предоставлены <данные изъяты> в количестве 150 штук и 270 штук, <дата> и <дата> были предоставлены денежные компенсации на приобретение 140 и 111 <данные изъяты>.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование о предоставлении Клименко В.И. <данные изъяты> являются обоснованными, но подлежат удовлетворению частично в размере 764 штук (из расчета: 1435-150-270-111-140).

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика ГУ – РО ФСС по ХМАО-Югре, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета города окружного значения Нижневартовск – в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Клименко В. И., к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному-Югре о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации - удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обеспечить Клименко В. И. средств технической реабилитации, предусмотренной ее программой реабилитации в количестве 764 <данные изъяты> для взрослых размером <данные изъяты>.

В остальной части иска прокурору города Нижневартовска, действующего в интересах Клименко В. И., к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному-Югре о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации, - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в доход бюджета города окружного значения Нижневартовск государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья – подпись – Е.А. Занозина

Копия верна

Судья Е.А. Занозина

2

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата обезличена 2010 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора хххх района Республики Калмыкия в интересах ФИО2 к Государственному учреждению Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации,

у с т а н о в и л :

            Прокурор хххх района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском в интересах ФИО2, ссылаясь на следующие обстоятельства.

            дата обезличена года ФИО2 установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания с 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности бессрочно. В индивидуальной программе реабилитации (Ипр) от дата обезличена года специалистами бюро медико-социальной экспертизы рекомендованы инвалиду ФИО2следующие наименования технических средств реабилитации: катетер для стомы – 20 изделий в месяц, уростомный мешок для мочеприёмника – 70 шт. в месяц, абсорбирующее белье – 30 штук в месяц. В Ипр от дата обезличена года инвалиду ФИО2 рекомендованы следующие наименования технических средств реабилитации: катетер для стомы – 20 изделий в месяц, уростомный мешок для мочеприемника – 60 шт. в месяц, противопролежневый матрац – 1 изделие на три года, абсорбирующее белье: памперсы №1 от 2 до 5 кг – 60 штук в месяц, пеленки 90х60 – 30 штук в месяц. Инвалид ФИО2 в Региональном отделении Фонда социального страхования РФ по РК (далее Отделение) по его заявлению и в соответствии с ипр поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, данные внесены в подсистему «Обеспечение протезами» Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах». Отделением согласно ипр от дата обезличена года номер обезличен с дата обезличена года по дата обезличена года, а также Ипр от дата обезличена года ФИО2 не выдавались катетеры для стомы и уростомные мешки для мочеприемника в связи с тем, что указанные средства являются средствами индивидуального подбора. Поэтому ФИО2 предложено приобретать их самостоятельно, с последующей компенсацией из средств федерального бюджета. Между тем в компенсации указанных средств ответчиком отказано в связи с отсутствием кассовых чеков. В связи с этим ФИО2 вынужден приобретать технические средства реабилитации за свой счет. За период с дата обезличена года по настоящее время Отделением инвалиду ФИО2 не выдавались катетеры для стомы и уростомные мешки для мочеприемника. Таким образом ФИО2 за счет средств федерального бюджета должны были быть предоставлены технические средства реабилитации за период с дата обезличена года по дата обезличена года за 36 месяцев 720 штук катетеров для стомы, 2490 штук уростомных мешков, 1080 мешков-стомы для уростомы и 324 пластины для использования в дневное время, 1410 прикроватных мочеприемников объёмом 2 л и 360 катетеров для ночного использования. По объяснениям жены истца ФИО3 ФИО2 использует в ночное время прикроватный мочеприемник (уростомный мешок) объёмом 2 л с катетром Фоллея № 28. В месяц ему необходимо в среднем 40 прикроватных мочеприемников и 10 катетеров для прикрепления мочеприемника. В дневное время её муж использует мочеприемник, который позволяет передвигаться и называется мешок-стома для уростомы объёмом 375-400 мл, который прикрепляется к стоме с помощью пластины – стома Адгезивная, отверстие 10-35 мм соед. 40 мм. Обычно её муж использует в дневное время в среднем 30 мочеприемников, которые прикрепляются с помощью пластины. При этом ему необходимо в среднем 9 пластин в месяц. ФИО2 удобнее использовать в дневное время вышеуказанные средства, так как он может передвигаться. Ему также удобнее использовать пластину вместо катетера, так как последний натирает стому, из-за чего на ней образуются язвочки, которые вызывают болезненные ощущения. По информации ООО ФИО15 один мешок-стома для уростомы 375-400 мл стоит 170 руб., пластина-стома для его прикрепления – 170 руб., прикроватный мочеприемник 2000 мл – 30 руб., по справке ООО ФИО16 катетер Фоллея № 28 стоит 28 руб. 60 коп. В связи с этим денежная компенсация стоимости технических средств реабилитации за период с дата обезличена года по дата обезличена года составляет 303966 руб. (1080*170 руб.=183600 руб., 324*170=55080 руб., 1410*39=54990 руб., 360*28,6= 10296 руб.).

            Просил признать незаконным отказ Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия выдавать и компенсировать ФИО2 технические средства реабилитации в виде катетеров для стомы и мочеприемников (уростомных мешков), взыскать с с ответчика в пользу ФИО2 компенсацию технических средств реабилитации, не полученной им в соответствии с индивидуальной программой реабилитации номер обезличен от дата обезличена года за период с дата обезличена года по дата обезличена года за 36 месяцев в размере 303996 руб. за счет федерального бюджета.

            В судебном заседании прокурор Арутюнян А.Д. исковые требования поддержала.

            Истец ФИО2 в судебное заседание, по телефону просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.

            Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с ипр инвалида ФИО2 частично технические средства реабилитации в указанный период времени ему предоставлены. Вследствие того, что необходим индивидуальный подбор средств, ФИО2 предложено самостоятельно приобретать средства с последующей компенсацией Отделением. В нарушение Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ФИО2 не предоставлены кассовые чеки или бланки строгой отчетности, подтверждающие несение им соответствующих расходов.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р. В указанный перечень включены специальные средства при нарушениях функций выделения (мочеприемники).

Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что под индивидуальной программой реабилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидом.

  Частью 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Как установлено в судебном заседании и следует из справки серии МСЭ-2006 номер обезличен, выданной Филиалом номер обезличен ГБ МСЭ по РК дата обезличена года, дата обезличена года ФИО2, дата обезличена г.р., повторно установлена вторая группа инвалидности вследствие общего заболевания, установлена третья степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидность установлена бессрочно.

В индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Филиалом номер обезличен ГБ МСЭ по Республике Калмыкия (карта номер обезличен к акту освидетельствования номер обезличен от дата обезличена года) ФИО2 рекомендованы технические средства медицинской реабилитации: 1) катетер для стомы – 20 изделий в месяц, 2) уростомный мешок для мочеприёмника – 70 шт. в месяц, 3) абсорбирующее белье – 30 штук в месяц.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Филиалом номер обезличен ГБ МСЭ по Республике Калмыкия (карта номер обезличен к акту освидетельствования номер обезличен от дата обезличена года), инвалиду ФИО2 рекомендованы технические средства реабилитации: 1) катетер для стомы – 20 изделий в месяц, 2) уростомный мешок для мочеприемника однокомпонентного – 60 штук в месяц, 3) противопролежневый матрац – 1 изделие в три года, 4. абсорбирующее белье: памперсы №1 от 2 до 5 кг – 60 штук в месяц, пеленки 90х60 см – 30 штук в месяц.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Филиалом номер обезличен ГБ МСЭ по Республике Калмыкия (карта номер обезличен к акту освидетельствования от дата обезличена года), следует, что инвалиду ФИО2 рекомендованы технические средства реабилитации: 1) противопролежневый матрац – 1 изделие, 2) абсорбирующее белье: памперсы номер обезличен от 2 до 5 кг – 60 штук в месяц, пеленки 90х60 см – 30 штук в месяц, 3)катетер для стомы – 10 изделий в месяц, 4) уростомный мешок для мочеприемника однокомпонентного – 40 штук в месяц, 5) двухкомпонентный мочеприемник: адгезивная пластина – 10 изделий в месяц, уростомный мешок для двухкомпонентного мочеприемника – 30 штук в месяц.

Как видно из материалов дела, пояснений представителя ответчика, письма Отделения от дата обезличена года за исх. номер обезличен, дата обезличена года в Отделение поступило заявление ФИО2 о постановке его на учет для обеспечения памперсами (подгузниками), пеленками, противопролежневым матрацем, катетерами для стом и уростомными мешками для однокомпонентного мочеприемника. В этот же день ФИО2 поставлен на учет в Отделение для обеспечения указанными техническими средствами реабилитации. За 2010 год ФИО2 обеспечен: дата обезличена года – пеленками – 60 шт. дата обезличена года, дата обезличена года – пеленками – 60 шт. дата обезличена года, противопролежневым матрацем – 1 шт. дата обезличена года, памперсами (подгузниками) – 180 штук дата обезличена года, пеленками – 90 штук дата обезличена года. дата обезличена года в письме за исх. номер обезличен ФИО2 разъяснено, что кататеры для стом и уростомные мешки для мочеприемников Отделением не могут быть поставлены, так как специальные средства при нарушениях функций выделения являются средствами индивидуального подбора. Должно учитываться место наложения стомы, что определяет выбор модели, а также размер стомы, который меняется. В связи с этим ФИО2 было предложено приобретать данные технические средства реабилитации за собственный счет, после чего ему будет выплачиваться компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации на основании заявления о возмещении расходов, а также документов, подтверждающих эти расходы.

дата обезличена года в Отделение поступило заявление ФИО2 о возмещении расходов на самостоятельное приобретенные памперсы, пеленки и мочеприемники на общую сумму 51360 руб. дата обезличена года в Отделение поступило заявление ФИО2 об отзыве товарных чеков за самостоятельно приобретенные памперсы и пеленки. дата обезличена года Отделением направлен отказ ФИО2 в возмещении расходов за самостоятельно приобретенные мочеприемники ввиду того, что ФИО2 не предоставлены кассовые чеки, подтверждающие приобретение мочеприемников. В представленных истцом товарной накладной от дата обезличена года номер обезличен и в квитанции к приходному кассовому ордеру от дата обезличена года номер обезличен не указаны должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ. 

Согласно товарной накладной номер обезличен от дата обезличена года ООО ФИО17 поставило клиенту мочеприемник ножной 0,6 л (Германия) в количестве 472 шт. по цене 55 руб. на общую сумму 25960 руб., всего отпущено на сумму 25960 руб. По квитанции к приходному кассовому ордеру ООО ФИО17 номер обезличен от дата обезличена года принято от клиента 25960 руб.

По сообщению ООО ФИО15 от дата обезличена года в магазине медицинских изделий, принадлежащем ООО ФИО15, расположенном в г.Москве, розничная цена мешка-стомы для уростомы объёмом 375-400 мл составляет 170 руб., пластина-стома адгезивная, отв. 10-35 мм соед. 40 мм составляет 170 руб., ножной мочеприемник 50 см/350 мл – 230 руб., прикроватный мочеприемник APEXMED 2000 мл – 39 руб.

По сообщению ООО ФИО16 от дата обезличена года за исх. номер обезличен в аптеке постоянно имеются в продаже мочеприемник прикроватный для сбора мочи на 2 л (цена дата обезличена года составляет 17 руб. 60 коп.); мочеприемник носильный на 750 мл – цена 33 руб. 50 коп., катетеры Фоллея размеры 14-26 по цене от 25 руб. 40 коп. до 33 руб. 60 коп. Мешки для стомы имеются только дл калоприемников «Абуцел».

Согласно акту приема-передачи технических средств реабилитации от дата обезличена года ФИО2 получил от Отделения мочеприемник однокомпонентный.

В соответствии с актом-приема передачи от дата обезличена года ФИО2 получил от Отделения катетер Фоллея двухходовой в количестве 326 штук.

Согласно акту приема-передачи от дата обезличена года для ФИО2 передано Отделением катетер Фоллея двухходовой в количестве 214 штук.

Таким образом за период с дата обезличена года по дата обезличена года ФИО2 должен был быть обеспечен:

катетером для стомы на сумму 5148 руб. (20 кат.* 36 мес.= 720шт., 720 шт.-326 шт. (выдано)-214 шт. (выдано)= 180 шт., 180 шт*28,6 руб. = 5148 руб.),

уростомным мешком (мешком-стомой) для уростомы (мочеприемником) на сумму 208440 руб. (70 шт.*33 мес.= 5610 руб., 60 шт.*3мес.=180 руб., 5610 руб.+ 180 руб.=5790 руб.*36 мес.= 208 440 руб.),

всего на сумму 213589 руб. (5148 руб. + 208440 руб.).

Индивидуальными программами реабилитации инвалида признано, что данные технические средства реабилитации необходимы инвалиду ФИО2 Эти предусмотренные ипр технические средства реабилитации ФИО2 ответчиком в полном объеме не предоставлены, он приобрел соответствующие средства самостоятельно, что в соответствии с частью 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ влечет возникновение у истца право на получение компенсации в размере стоимости технических средств реабилитации.

В связи с этим исковые требования о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 стоимости технических средств реабилитации в размере 213589 руб. подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о непредоставлении ФИО2 кассовых чеков суд не может принять во внимание, так как Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предоставление инвалидом кассовых чеков не предусмотрено.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат. В расчет компенсации включена стоимость пластины-стомы для прикрепления мешка-стомы для уростомы и прикроватного мочеприемника 2000 мл. Между тем индивидуальными программами реабилитации инвалида от дата обезличена года и от дата обезличена года данные технические средства не предусмотрены.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Пропорциональной удовлетворенной части исковых требований с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7335 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора хххх района Республики Калмыкия в интересах ФИО2 удовлетворить частично.

Признать частично незаконным отказ Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия выдавать и компенсировать ФИО2 за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации в виде катетеров для стомы и мочеприемников (уростомных мешков).

Взыскать с Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия в пользу ФИО2 за счет средств федерального бюджета компенсацию технических средств реабилитации, не полученной им в соответствии с индивидуальной программой реабилитации номер обезличен от дата обезличена года за период с дата обезличена года по дата обезличена года за 36 месяцев в размере 213588 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 7335 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий подпись Е.В. Богзыкова

Копия верна.

Судья Е.В. Богзыкова

3

Дело № 2-2255/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск                     30 июля 2012 года

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В.,

при секретаре Обуховой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовникова А.И. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» об исключении наименования технического средства реабилитации из индивидуальной программы реабилитации инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по омской области» об исключении наименования технического средства реабилитации из индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что имеет <данные изъяты> группу инвалидности, причина инвалидности: <данные изъяты>, справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ акт освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность установлена бессрочно. В ДД.ММ.ГГГГ прооперирован по <данные изъяты>. Имеет ИПР инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, акт освидетельствования № карта №. ИПР выдано бессрочно. На основании ст. 10, 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. ему положены технические средства реабилитации. В связи с ошибочными записями в графе «Перечень TCP» специалистами КЦОН ОАО города Омска ему отказано в получении TCP.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к руководителю бюро № 12 филиала ФКУ ТБ МСЭ по Омской области" П. с просьбой изменить в ИПР место жительства (смена места жительства) и в графе "Перечень TCP" исправить "Однокомпонентные калоприемники Alterma или Пмодресс 19 64 - 30 шт. в мес." на слова " Однокомпонентные калоприемники 19 64 - 30 шт. в мес." - слова "Alterma" или "Имодресс"- исключить.

Для того, чтобы внести коррективы в ИПР, его обязывают предоставить справку по форме 88-У (медицинское освидетельствование МСЭ), то есть - заново пройти переосвидетельствование. В связи с отказом в получении Технических средств реабилитации, ему приходится приобретать их за собственные средства. Вследствие чего нарушаются его права и закон РФ о социальной защите инвалидов РФ.

Также ему было отказано в принятии и рассмотрении заявления руководителем филиала МСЭ № 12 П.

Вследствие тяжелого <данные изъяты> заболевания, не имея ни моральных, ни физических сил, он вынужден терпеть издевательства со стороны сотрудников и руководителя МСЭ.

На основании изложенного, просил суд обязать ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Омской области» в графе "Перечень TCP" исправить "Однокомпонентные калоприемники Alterma или Имодресс 19 64 - 30 шт. в мес." на слова " Однокомпонентные калоприемники 19 64 - 30 шт. в мес." - слова "Alterma" или "Имодресс" - исключить.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснил, что указание конкретного наименования технического средства реабилитации (наименования бренда) нарушает его права, поскольку при получении исполнителем услуги иного технического средства реабилитации (наименования бренда) для предоставления инвалидам требует внесения изменений в ИПР, которое выдано бессрочно.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства, против чего не возражали участники процесса.     

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Солодовников А.И. является инвалидом второй группы бессрочно, в результате увечья, полученного при исполнении обязанности военнослужащего, связанной с аварией на ЧАЭС, переосвидетельствованию не подлежит (л.д. 4).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основным направлением реабилитации инвалидов является, в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 10).

Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, (далее - Федеральный перечень) в качестве технического средства реабилитации предусмотрены специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) (пункт 21).

Указанный перечень не содержит требования об указании конкретной торговой марки ТСР.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Формой ИПРИ (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации") предусмотрен конкретный перечень технических средств также не содержит требований об указании конкретного наименования технического средства реабилитации.

Ответчиком в ИПРИ от ДД.ММ.ГГГГ на имя Солодовникова А.И. в графе ТСР указан конкретный вид ТСР с четким наименованием торговой марки.

Учитывая вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу о необоснованном указании в ИПРИ истца в графе «перечень ТСР» конкретного наименования торговой марки ТСР, поскольку изменение наименование ТСР производителем, или закупка иных ТСР соответствующим государственным учреждением может полечь нарушение права истца на получение технического средства реабилитации.

Обязание истца для внесения изменений в ИПРИ в части наименования торговой марки ТСР проходить МСЭ, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Необходимость прохождения дополнительного освидетельствования при изменении ограничений жизнедеятельности вытекает из статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, в соответствии с которой нуждаемость освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, определяется на основе оценки ограничений жизнедеятельности с учетом клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица.

Статьей 11.1 названного Закона установлено, что решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами; по медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (части третья, четвертая, пятая).

Следовательно, для подтверждения обоснованности назначения инвалиду в рамках ИПРИ определенного вида реабилитационного средства требуется предоставление заключения соответствующих специалистов и проведение специальных обследований.

Необходимость оформления направления на медико-социальную экспертизу и прохождение медико-социальной экспертизы в связи с изменением состояния здоровья установлены пунктами 38, 39, 41 Правил признания лица инвалидом, согласно которым переосвидетельствование инвалида проводится ранее установленного срока в связи с изменением состояния здоровья по личному заявлению гражданина, либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.

Поскольку для внесения изменений в ИПРИ истца в отношении конкретного наименования торговой марки ТСР не требуется установление иного вида реабилитационного средства, в связи с изменением состояния здоровья истца, требование о прохождении СМЭ незаконно.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком в обоснование возражений по заявленным истцом требованиям доказательств не представлено.

На основании изложенного, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.     

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 167, 233 ГПК РФ, суд

             РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» внести изменения в индивидуальную программу реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Солодовникова А.И. в графе перечень ТСР указать: «однокомпонентные калоприемники 19 64 - 30 шт. в месяц», исключить: «"Alterma" или "Имодресс"».

Взыскать с ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» в пользу метного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение вступило в законную силу 22.09.2012

4

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2012 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Скворцовой Е.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещеряковой Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Мещерякова И.Р., к ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении ребенка-инвалида техническим средством реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Мещерякова Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Мещерякова И.Р., обратилась в суд с иском к ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) об обеспечении ребенка-инвалида техническим средством реабилитации креслом-стулом Flamingo с санитарным оснащением. В обоснование требований указала, что ее сыну была установлена инвалидность сроком до 18 лет и выдана индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР). В августе 2011 года истица подала ответчику заявление об обеспечении ее сына ТСР - креслом-стулом с санитарным оснащением, однако до сих пор средство реабилитации не получено.

Просит суд обязать Фонд обеспечить Мещерякова И.Р. креслом-стулом с санитарным оснащением, а также взыскать с ответчика 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в течение практически года, прошедшего с момента ее обращения в ФСС с заявлением об обеспечении ее ребенка креслом-стулом с санитарным оснащением, ответчик под различными предлогами уклонялся от исполнения данной обязанности, выдвигая требования к повторному освидетельствованию, предоставлению новой индивидуальной программы реабилитации, в том числе и по основанию смены фамилии ребенка. Ранее у нее уже возникал спор с ФСС по вопросу обеспечения ребенка ходунками, которыми мальчик был обеспечен лишь в ходе судебного разбирательства. Полагает, что действиями ответчика ей и ее сыну причинены серьезные нравственные переживания, поскольку уход за ребенком-инвалидом в возрасте 11 лет, не имеющим возможности к самостоятельному передвижению, фиксации своего тела в положении «сидя» без опоры спины и поддержки головы в части осуществления гигиенических процедур является крайне затруднительным. Необходимость посещения туалета без использования специально оборудованного стула, предполагает применение и ею и сыном дополнительных физических усилий, создает и нравственные неудобства для ребенка, имеющего сохранный интеллект и вступающего в подростковый возраст. Вымыть ребенка в ванне без санитарного оснащения требуемого кресла возможно только с помощью третьих лиц, в то время, как она, является матерью одиночкой.

Представители ГУ - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Жукова О.А., Симонова Н.В. иск не признали, пояснив, что ИПР Мещерякова И.Р. органами МСЭ была заполнена некорректно, содержит изменения и дополнения, что недопустимо. В соответствии с действующим законодательством при необходимости внесения изменений или дополнений в ИПР инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида. Не смотря на это, заявление Мещеряковой И.Р. об обеспечение ТСР было принято, на основании чего, она поставлена на учет нуждающихся в таковом. Однако, его исполнение является затруднительным, поскольку по требованиям действующего законодательства средство реабилитации инвалида может быть приобретено на конкурсной основе, участие в котором, должны принять более одного претендента. На данный момент такой конкурс объявлен, однако, заявок на участие в нем ни от одной организации не поступило. Вместе с тем, ФСС не решался вопрос о выплате истице компенсации стоимости ТСР, виду невозможности его приобретения (изготовления). Поскольку вина ФСС в необеспечении ребенка-инвалида индивидуальным средством реабилитации отсутствует, просят в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.

Государством в силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В судебном заседании установлено, что Прохорову И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность сроком до 18 лет, что подтверждается справкой, выданной 12.03.2008 года филиалом №17 ФГУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» № на основании акта освидетельствования от 06.03.2008 года №.

28.06.2010 года специалистами МСЭ была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида №, в которой изначально было указано, что он нуждается в таком средстве реабилитации, как кресло-стул с санитарным оснащением.

На основании заявления истицы постановлением Администрации <данные изъяты> № от 14.03.2011 года разрешено изменить фамилию несовершеннолетнему Прохорову И.Р. на фамилию «Мещеряков», в связи с чем, 15.03.2011 года отделом ЗАГС Администрации <данные изъяты> выдано повторное свидетельство о рождении.

15.08.2011 года истица обратилась в Фонд с заявлением и соответствующими документами для обеспечения ребенка-инвалида креслом-стулом с санитарным оснащением.

19.08.2011 года, в результате повторного осмотра ребенка, сотрудники филиала №17 ФГУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» внесли в ИПР дополнительную запись, которой конкретизировали параметры требуемого ребенку-инвалиду кресла-стула, указав на необходимость его оснащения подголовником, ручкой, боковыми вставками, боковыми поддержками туловища, столом/подлокотниками, горшком, мягкой вставкой, держателями для унитаза, жилеткой, поддержкой голеней, заглушкой, присосками, спинкой стула.

24.08.2011 года истица обратилась в Фонд с уточненным заявлением на получение кресла-стула с конкретными параметрами.

Ответчик 13.09.2011 года направил истице письмо, согласно которому Мещеряков И.В. поставлен на очередь для обеспечения креслом-стулом с санитарным оснащением, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от 28.06.2010 года №.

20.10.2011 года ответчик направил истице письмо, согласно которому Мещеряков И.В. поставлен на очередь для обеспечения креслом-стулом с санитарным оснащением с учетом дополнительно внесенных записей, с сообщением о том, что ИПР составлена на имя Прохорова И.Р. и истице необходимо предоставить документы, подтверждающие смену фамилии ребенка.

08.11.2011 года ответчик вновь направил истице письмо, в котором сообщал, что ими был направлен запрос в ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» о целесообразности назначения кресла-стула.

02.05.2012 года в очередном письме истице ответчик сообщал, что ИПР заполнена некорректно, так как при необходимости внесения изменений или дополнений в нее должно быть оформлено новое направление на медико-социальную экспертизу, по результатам освидетельствования составлена новая ИПР инвалида. Ответчик не вправе принимать к исполнению документы, оформленные с нарушением законодательства, и рекомендует обратиться в поликлинику по месту жительства для заполнения справки Формы №088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» и переосвидетельствовать ребенка в учреждении медико-социальной экспертизы.

В настоящее время ребенок-инвалид Мещеряков И.В. рекомендованым средством индивидуальной реабилитации не обеспечен.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истицы в виду следующего.

Согласно ст.11 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30.12.2005 утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствии с п.23 указанного Перечня среди технических средств реабилитации предусмотрены кресла-стулья с санитарным оснащением.

Судом установлено, что в ИПР ребенка-инвалида № от 28.06.2010 года в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» содержится запись о необходимости обеспечения ребенка креслом-стулом с санитарным оснащением со сроком пользования не менее 4-х лет.

19.08.2011 года данный раздел дополнен следующей записью: «Дополнения к креслу-стулу с санитарным оснащением: стул активного типа, на 4-х колесах, с подголовником, ручкой, боковыми вставками, боковыми поддержками туловища; стол/подлокотники, горшок, мягкая вставка, держатели для унитаза, жилетка, поддержка голеней, заглушка, присоски, спинка стула откидывающаяся».

Согласно п.9 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 года №379н, при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Однако суд не может согласиться с доводом ответчика, о том, что ИПР Прохорова И. (Мещерякова И.) заполнена с нарушением данного пункта Правил. По смыслу данной нормы под дополнениями и изменениями, вносимыми в индивидуальную программу реабилитации инвалида, подразумевается необходимость и целесообразность обеспечения его реабилитации дополнительными средствами, нуждаемость в которых, не была определена изначально. Для ее подтверждения действительно требуется установление факта изменения ограничений жизнедеятельности, что возможно лишь в процессе дополнительного освидетельствования.

Статьей 11.1 названного Закона установлено, что решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами; по медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (части третья, четвертая, пятая).

Следовательно, для подтверждения обоснованности назначения инвалиду в рамках ИПР определенного вида реабилитационного средства требуется предоставление заключения соответствующих специалистов и проведение специальных обследований.

Необходимость оформления направления на медико-социальную экспертизу и прохождение медико-социальной экспертизы в связи с изменением состояния здоровья установлены пунктами 38, 39, 41 Правил признания лица инвалидом, согласно которым переосвидетельствование инвалида проводится ранее установленного срока в связи с изменением состояния здоровья по личному заявлению гражданина либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.

В ходе рассмотрения настоящего спора было установлено, что в ИПР Прохорова И. (Мещерякова) изначально была определена его нуждаемость в обеспечении таким техническим средством реабилитации, как кресло с санитарным оснащением. Приведенный в дальнейшем специалистами МСЭ перечень такового оснащения, лишь конкретизирует данные параметры, не изменяя при этом сути назначения. Указанная конкретизация не обусловлена изменениями в ограничении жизнедеятельности инвалида, в силу чего, внесение подобного рода записи в ИПР не требует дополнительного переосвидетельствования инвалида и не может быть расценено как внесение дополнений и изменений в ИПР в том понимании, в котором данные термины использованы в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 года №379н.

Кроме того, суд принимает во внимание, что заявление ответчика на обеспечение средством реабилитации с конкретизаций параметров такового, отраженных в ИПР от 28.06.10 с дополнениями от 19.08.11 было принято ответчиком к исполнению еще в октябре 2011 года, в силу чего, выдвинутое ФСС 02.05.12 требование о предоставлении новой ИПР тем более не обосновано.

Далее, суд принимает во внимание следующее.

Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240.

В силу пунктов 4 и 5 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида.

Уполномоченный орган Фонда социального страхования Российской Федерации рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно п.8 Порядка составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.11.2010 года №1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, признанного инвалидом, по его заявлению (заявлению его законного представителя) федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства, на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым ему была установлена инвалидность, выдается новая справка. При этом оформляется новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы без дополнительного освидетельствования инвалида, в котором делается запись о выдаче новой справки (новой выписки), взамен выданной ранее справки (выписки), и оформляется протокол

Судом установлено, что постановлением Администрации <данные изъяты> № от 14.03.2011 года, разрешено изменить фамилию несовершеннолетнему Прохорову И.Р. на фамилию «Мещеряков».

Обращаясь с заявлением в ФСС и по требованию последнего, истица представила все необходимые документы, подтверждающие смену фамилии ребенка, в том числе и копию повторного свидетельства о рождении, выданного 15.03.2011 года отделом ЗАГС <данные изъяты> на основании данного постановления. Ответчиком данный факт не оспаривается. При таких обстоятельствах оснований к неисполнению заявления об обеспечении ТСР в силу отсутствия ИПР, выданной на измененные метрические данные ребенка, у ФСС не имелось..

Необоснованными и противоречащими требованиям действующего законодательства суд находит и действия ответчика по направлению запроса в ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» о целесообразности назначения кресла-стула с санитарным оснащением.

П. п. 5, 15.(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, полномочия ответчика определены следующим: провести конкурс поставщиков ТСР, в пределах утвержденных федеральным законодателем ассигнований, заключить государственный контракт с организациями-поставщиками ТСР, выписать инвалиду направление на получение ТСР, оплатить организациям-поставщикам стоимость выданных ими по направлениями ТСР, произвести оплату компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидом ТСР.

Полномочия же по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов, решения которых являются обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в силу ст.8 Федерального закона №181-ФЗ возложены лишь на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Таким образом, судом установлено, что заявление истицы о предоставлении технического средства реабилитации длительное время ответчиком остается без внимания, сроки предоставления такого средства затягиваются по неуважительным причинам. Кроме того, ответчиком заявлено суду о том, что СТР инвалида может быть приобретено на конкурсной основе, участие в котором, должны принять более одного претендента. 09.06.2012 года, после подачи истицей заявления в суд, такой конкурс объявлен, однако, заявок на участие в нем ни от одной организации не поступило. Вместе с тем, ФСС не решался вопрос о выплате истице компенсации стоимости ТСР, виду невозможности его приобретения (изготовления).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению о необходимости возложения обязанности на Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению ребенка-инвалида Мещерякова (Прохорова) И.Р., техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением, согласно характеристикам такового, приведенным в Индивидуальной программе реабилитации, с учетом дополнений от 19.08.2011 года в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. Данный срок признается судом разумным и целесообразным с учетом длительности нарушения прав инвалида.

Также истица просит компенсировать причиненный ей моральный вред. При разрешении данного вопроса суд исходит из следующего.

В силу п.1 ст.151, ст.150 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага (в том числе здоровье человека), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Поскольку судом установлена вина ответчика в нарушении разумных сроков предоставления средства технической реабилитации ребенку-инвалиду, что безусловно влечет за собой нарушение прав лица, ограниченного в возможности осуществлять самообслуживание, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из требований ст.1101 ГК РФ, учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности потерпевшего, обстоятельства причинения вреда, требования разумности и справедливости.

Анализируя указанные нормы закона в совокупности с имеющимися доказательствами, суд принимает во внимание степень нравственных страданий истицы, как законного представителя ребенка-инвалида, бездействия ответчика по предоставлению технического средства реабилитации, необходимого для ежедневного использования, а также тяжесть самого заболевания ребенка, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Мещеряковой Ю.В. в счет денежной компенсации морального вреда 30 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мещеряковой Юлии Владимировны удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в срок 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить ребенка-инвалида Мещерякова (Прохорова) И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации креслом-стулом с санитарным оснащением, согласно характеристикам такового, приведенным в Индивидуальной программе реабилитации от 28.06.10 с учетом конкретизирующих сведений, внесенных 19.08.2011 года.

Взыскать с ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Мещеряковой Ю.В. 30 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.

Судья     И.В. Селезенева


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Суды субъектов РФ » Инвалиды. ИПР. Средства реабилитации. Суд