Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823 О предоставлении иностранными гражданами полиса (договора) добровольного медицинского страхования при заключении трудового договора

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу предоставления иностранными гражданами полиса (договора) добровольного медицинского страхования при заключении трудового договора, сообщает следующее.

Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного Государства от 8 декабря 1999 года и Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах от 25 декабря 1998 года (далее - Договор о равных правах) предусмотрено обеспечение равных прав граждан на обеспечение медицинской помощи.

Граждане Российской Федерации получают медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

Также согласно Договору о равных правах граждане России и Беларуси имеют равные права в вопросах трудовых отношений.

В связи с вышеизложенным, полагаем, что при заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь наличие договора (полиса) добровольного медицинского страхования, действующего на территории Российской Федерации, или соответствующего договора работодателя с медицинской организацией не требуется.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с документами, предусмотренными статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Исходя из положений пункта 3 статьи 98 Договора (далее - Договор) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию) относится, в том числе обязательное медицинское страхование.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 11 пункта 5 статьи 96 Договора под трудящимся государства-члена понимается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

Таким образом, работники-граждане стран ЕАЭС при заключении трудового договора должны иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования либо работодатель должен иметь заключенный с медицинской организацией договор о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг, а застрахованными в системе обязательного медицинского страхования они признаются только после заключения указанного трудового договора.

В этой связи, в трудовых договорах с работниками-гражданами стран ЕАЭС необходимо указывать условие об основаниях оказания им медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитах договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг.

Обращаем внимание, что данное письмо не является официальным разъяснением действующего законодательства и содержит лишь мнение специалистов Министерства по поставленным вопросам.

Заместитель директора департамента занятости населения Минтруда России
О.В. Губарев