Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях" (подготовлен Минздравом России 29.01.2016)

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 988 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5822) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный N 25359).

Министр В.И. Скворцова
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от "___" _____________ 2016 г. N ____
Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях

Общие положения

1. Настоящие порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее - работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях и продолжительность данного обучения (далее - Порядок и сроки).

2. Обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, а также иных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее соответственно - обучение, образовательные программы, образовательные организации), осуществляется работниками в целях непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения профессионального уровня и расширение квалификации.

3. Обучение работников реализуется образовательной организацией в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации по специальностям, предусмотренным номенклатурами специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации*(1), в соответствии с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам и квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации*(2).

4. Обучение осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого с работником и/или с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение работника, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Медицинская организация и фармацевтическая организация (далее - работодатель) реализует обязанность по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, предусмотренную частью 3 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", за счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных на указанные цели, средств от приносящей доход деятельности, а также средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель должен создавать работникам, проходящим обучение, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

6. Работники реализуют обязанность по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, предусмотренную частью 3 пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" путем обучения с последующим подтверждением готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности*(3).

7. Обучение работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:

- для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по образовательным программам повышения квалификации;

- для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет и зачисленных на замещаемые должности до 1 января 2016 года, по образовательным программам профессиональной переподготовки.

Стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности подтверждается записями в трудовой книжке, трудовым договором или справкой работодателя с приложением утвержденного в установленном порядке должностного регламента, подтверждающего выполнение диагностических, лечебных и иных манипуляций по рассматриваемой специальности.

8. Работникам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, успешно завершившим освоение образовательных программ в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки выдаются соответствующие документы об образовании и/или о квалификации с приложением справки по форме устанавливаемой образовательной организацией самостоятельно, заверенной подписью руководителя и печатью образовательной организации с указанием фамилии, имени, отчества работника, специальности, сроков, формы и основания (пункт 7 настоящего Порядка и сроков) обучения.

Наличие документа об образовании и/или о квалификации (с приложением справки) и документов, подтверждающих стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности, является основанием для прохождения процедуры подтверждения готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности по соответствующей специальности.

9. Работники, прошедшие обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работники, указанные указанным в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, прошедшие обучение по образовательным программам повышения квалификации, имеют равные права с работниками, завершившим обучение по программам интернатуры и программам ординатуры по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности, при дальнейшей профессиональной деятельности и дальнейшем обучении.

Реализация образовательных программ

10. При реализации образовательных программ образовательные организации руководствуются законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и сроками и иными нормативными правовыми актами*(4).

Порядок зачисления на обучение и реализации образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

11. Условиями зачисления работника в образовательную организацию для обучения являются:

- личное заявление работника (за исключение работников, указанных в пункте 16 настоящего Порядка и сроков);

- наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков);

- наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности более 5 лет (для работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков).

12. Формы освоения и содержание обучения определяются образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией.

Сроки реализации образовательных программ определяются примерными дополнительными профессиональными программами медицинского образования и фармацевтического образования.

Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с использованием сетевой формы взаимодействия*(5).

13. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Работникам, успешно освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

14. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Работникам успешно, освоившим образовательную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

15. Образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Реализация образовательной программы полностью в форме стажировки не допускается при обучении работников, проходящих обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

Организация стажировки осуществляется в соответствии с Порядком участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. N 585н.

Организация стажировки осуществляется образовательными организациями с учетом следующих принципов:

стажировка носит индивидуальный характер и предусматривает индивидуальный учет и контроль выполненной работы, а также групповые или индивидуальные консультации;

условием организации стажировки является близость программы стажировки к профессиональным функциям работника.

В случае если образовательная программа реализуется полностью в форме стажировки, работникам, успешно освоившим программу стажировки и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

16. Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее - непрерывное образование).

17. Обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - интернет-портал) комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности (далее - индивидуальный план, компонент индивидуального плана) и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

18. Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

19. В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования в целях актуализации работниками знаний, умений и навыков с учетом развития медицинской науки и техники, включенные в лист образовательной активности, размещенный на интернет-портале непрерывного медицинского образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - лист образовательной активности).

Образовательные программы повышения квалификации, реализуемые в рамках системы непрерывного образования, могут предусматривать возможность дискретной реализации и реализации с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Форма освоения и содержание обучения определяется образовательной программой повышения квалификации, разрабатываемой образовательной организацией.

Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

20. В качестве компонентов индивидуального плана могут быть использованы образовательные мероприятия (конференции и семинары, в том числе, проводимые с использованием дистанционных технологий, дистанционные образовательные модули), реализуемые общественными профессиональными некоммерческими организациями (далее - образовательные мероприятия), включенные в лист образовательной активности, а также интерактивные образовательные модули, размещенные на интернет-портале (далее - интерактивные модули).

Общий ежегодный объем освоения образовательных мероприятий и интерактивных модулей может составлять не более 14 зачетных единиц.

21. Решение о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Экспертная комиссия) по ходатайству образовательной организации, реализующей данную программу в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (общественной профессиональной некоммерческой организации, проводящей данное мероприятие).

22. В состав Экспертной комиссии Министерства включаются представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, главные внештатные специалисты-эксперты Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинским и фармацевтическим специальностям, представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, образовательных и медицинских организаций, Учебно-методического объединения по медицинским и фармацевтическим специальностям.

23. В случае принятия положительного решения о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности, паспорт данной программы (данного мероприятия) размещается на интернет-портале.

24. Образовательная организация (общественная профессиональная некоммерческая организация) вправе ходатайствовать о включении в лист образовательной активности одной или нескольких реализуемых образовательных программ повышения квалификации (образовательных мероприятий).

25. Работники, указанные в пункте 16 настоящего Порядка и сроков, проходят регистрацию на интернет-портале (далее - регистрация).

Работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ к листу образовательной активности, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана и возможность создания предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном мероприятии) (далее - предварительная заявка).

Создание предварительной заявки для освоения дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля не требуется.

26. Подтверждение предварительной заявки осуществляется работником с использованием технических возможностей интернет-портала после согласования работодателем.

При отсутствии подтверждения в течение 10 дней предварительная заявка аннулируется.

27. Учет освоения работником компонентов индивидуального плана ведется на интернет-портале.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Освоение дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля подтверждается с использованием технических возможностей интернет-портала.

Успешное выполнение индивидуального плана прохождением процедуры аккредитации.

Реализация образовательных программ повышения квалификации с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования

28. Реализация образовательных программ повышения квалификации с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) предусматривает обучение, в том числе в рамках системы непрерывного образования, медицинских работников с высшим медицинским образованием, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских работников указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

29. Территориальный фонд ежегодно направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - орган исполнительной власти) сведения о сумме средств, возвращенных медицинскими организациями в страховые медицинские организации и территориальный фонд предназначенных для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации (далее - сумма средств), а также структуре нарушений, выявленных по результатам проведенного ими в предыдущем финансовом году контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

30. Орган исполнительной власти с учетом сведений, указанных в пункте 29 настоящего Порядка и сроков, информирует работодателя о сумме средств, которая может быть предусмотрена медицинской организации на обучение медицинских работников с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда.

31. После получения данной информации работодатель проводит отбор медицинских работников для обучения в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом медицинской организации.

32. Работник, прошедший отбор, самостоятельно осуществляет выбор образовательной программы и представляет работодателю заявление о направлении на обучение с указанием выбранных им наименований образовательной организации и образовательной программы.

В случае выбора образовательной программы в рамках системы непрерывного образования работник дополнительно представляет работодателю подтверждение предварительной заявки.

33. Работодатель формирует и направляет в орган исполнительной власти список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году, содержащий сведения о фамилии, имени, отчестве и годе рождения работника, его специальности, занимаемой должности, направление выбранных им образовательной организации и образовательной программы, продолжительности и стоимости обучения.

34. На основании списков работодателей орган исполнительной власти формирует список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году (далее - итоговый список).

Информация о включении работника в итоговый список направляется органом исполнительной власти работодателю.

35. После подтверждения включения работника в итоговый список работодатель заключает договор об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе*(6) с образовательной организацией, указанной в пункте 32 настоящего Порядка и сроков.

Работодатель не позднее 5 календарных дней с даты заключения указанного договора направляет его в орган исполнительной власти и территориальный фонд.

36. Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой аттестации в форме, определяемой образовательной организацией. Работникам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ о квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией*(7).

Работник не позднее 10 календарных дней с даты выдачи документа о квалификации представляется его копию работодателю.

37. Работодатель направляет в орган исполнительной власти и территориальный фонд копию документа о квалификации не позднее 5 календарных дней с даты ее представления работником.

-------------------------------------------

*(1) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39696), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 176н "О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный N 17160).

*(2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

*(3) Статьи 69 и 100 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 48, ст. 6165).

*(4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

*(5) Статьи 15, 16, 82 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (часть 1), ст. 7598).

*(6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2014 года N 31102).

*(7) Пункт 19 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).