Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N АКПИ514-12 О признании недействующим приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом»

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Петровой О.А.

с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маликова Н.К. о признании недействующим приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом»,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 582 утвержден стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом (далее - Приказ). Приказ опубликован в журнале «Здравоохранение» за 2007 г. № 12.

Гражданин Маликов Н.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и нарушает права граждан в сфере охраны здоровья. Кроме того, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан на момент издания Приказа не делегировали федеральному органу исполнительной власти полномочий по установлению стандартов оказания медицинской помощи.

Как указывает заявитель, решением Центрального районного суда г. Омска ему отказано в удовлетворении исковых требований к БУЗ Омской области «Медико-санитарной части № 9», БУЗ Омской области «Городской поликлинике № 13», Минздраву Омской области о возложении обязанности проводить лечение в установленном порядке и компенсации морального вреда.

Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужил оспариваемый Приказ, которым установлена норма выдачи теста для определения глюкозы в крови к глюкометру в количестве 730 штук, что недостаточно для назначенного ему лечения.

Маликов Н.К. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Андре А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и просил суд прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый приказ является актом рекомендательного характера, не нуждается в государственной регистрации и не нарушает прав граждан.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. просила суд удовлетворить заявленные требования, поскольку Приказ является нормативным правовым актом и подлежал направлению на государственную регистрацию в Минюст России.

Выслушав объяснения представителей Минздрава России Андре А.А., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом определяет условия оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

Доводы представителя Минздрава России Андре А.А. о том, что стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I, действующие на момент принятия Приказа, предусматривали полномочия федеральных органов государственной власти по установлению стандартов медицинской помощи. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнены статьей 37.1, которая предусмотрела, что стандарты медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» было предусмотрено, что стандарты медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 5.2.14 Положения).

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации Минздрав России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе, стандарты медицинской помощи.

Таким образом, стандарты медицинской помощи законодательством в сфере охраны здоровья отнесены к нормативно-правовым актам.

В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10). Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Поскольку при издании Приказа органом, принявшим его, не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.

Согласно разъяснению, данному в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Маликова Н.К. удовлетворить:

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом».

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков