Решение по делу 2-3739/09 о признании отказа замены транспортного средства незаконным, вступившее в силу 19.01.10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров, 09 ноября 2009 года

Ленинский районный суд г.Кирова в составе:

судьи Катаевой Е.В.,

при секретаре  Зяблицевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №  2-3739 по иску К. к Департаменту социального развития Кировской области, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о признании отказа замены транспортного средства незаконным, возложении обязанности произвести замену автомобиля,

У С Т А Н О В И Л

К. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Кировской области о признании отказа замены транспортного средства незаконным и возложении обязанности произвести замену автомобиля. В обоснование заявления указал, что является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы. На основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» он был обеспечен по медицинским показаниям Департаментом социального развития Кировской области транспортным средством – автомобилем марки ВАЗ-111130 сроком на 7 лет, то есть до 12 июля 2009 года. По истечении указанного срока он обратился в Департамент социального развития Кировской области с заявлением о замене ранее выданного автомобиля на новый. 16.07.2009года им был получен отказ в замене автомобиля со ссылкой на то, что на 01.01.2005года он на учете в органах социальной защиты с целью обеспечения транспортным средством не состоял. Считает отказ неправомерным, хотя по состоянию на 01.01.2005года он на учете не состоял, поскольку не истек 7-летний срок, на который был выделен автомобиль. Считает, что вправе требовать замены, так как в настоящее время 7-летний срок не истек. Просит признать необоснованным отказ Департамента социального развития Кировской области в замене выделенного ему 12 июля 2002года бесплатно на 7 лет автомобиля ВАЗ – 111130, обязать ответчика произвести ему замену выделенного автомобиля ВАЗ- 111130 на новый автомобиль той же или другой марки.

В судебное заседание К. не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента социального развития Кировской области по доверенности в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает. Истец  не указывает источник средств, за счет которого ответчик должен произвести замену автомобиля. Обеспечение компенсациями относится к расходным обязательствам РФ, а не Кировской области. Право на получение автомобиля имеют только те инвалиды, которые состояли в очереди на 01.01.2005года и на эту дату не были обеспечены автомобилем. На 01.01.2005года К. был обеспечен автомобилем и не имел права стоять в очереди. В настоящее время обеспечение автомобилями в соответствии с Указом Президента РФ от 12.09.2008года № 670 закончено. Возложение ответственности на орган исполнительной власти субъекта РФ за отсутствием законодательного урегулирования данного вопроса на федеральном уровне противоречит нормам гражданского законодательства. Конституционный Суд РФ в определении от 17.07.2007года №  624-О-П указал на обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих установленные на 01.01.2005года соответствующие медицинские показания, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 01.01.2005года в качестве технического средства реабилитации. Считают, что являются ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства здравоохранения и социального развития в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве указали, что в июле 2002года К. был предоставлен в качестве средства реабилитации автомобиль марки «Ока». Срок эксплуатации автомобиля истек только в июле 2009года, в связи с чем, право на получение нового автомобиля до 01 января 2005года у заявителя не возникло. Просят в удовлетворении исковых требований К. отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела,  суд приходит к следующему:

В соответствии с п.п. 19 п.1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действующей до 01 января 2005года) инвалиды Великой Отечественной войны имели право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995г. №    244.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995г. №   244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили  «Ока» и «Таврия»» , выдаваемые сроком на семь лет.

В судебном заседании установлено, что К. является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы, что подтверждается справкой ФГУ «Главное бюро МСЭ по Кировской области.

Во исполнение вышеуказанного Федерального закона 12.07.2002 г. К. был обеспечен бесплатным транспортным средством – автомобилем «Ока», год выпуска 2002, № двигателя , № кузова   на основании договора  № 176 от 12.07.2002г. безвозмездного пользования автомобилем «Ока», заключенным между Департаментом социального развития Кировской области и К.

Пунктом 2.4.2 договора указано, что после 7 лет эксплуатации пользователь предъявляет в департамент документы по обмену автомобиля и при обмене сдает технически укомплектованный автомобиль по письму департамента в торгующую организацию для дальнейшей реализации.

По истечении семилетнего срока эксплуатации автомобиля в  2009году К. обратился в Департамент социального развития Кировской области с требованием о замене выданного ему автомобиля на новый или выплате единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей.

Письмом Департамента социального развития Кировской области от 16.07.2009года К. в замене транспортного средства было отказано по причине того, что на 01 января 2005года он на учете в органах социальной защиты для обеспечения транспортными средствами не состоял.

Распоряжением Департамента социального развития Кировской области № 76 от 14.07.2009года К. разрешено использовать автомобиль по своему усмотрению.

Федеральным законом от 22 августа 2004года  № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2005года подпункт 19 пункта 1 ст.14 Федерального закона  «О ветеранах» признан утратившим силу. (п.9 ст.44 Закона).

В связи с принятием названного Закона по вопросу обеспечения отдельных категорий транспортными средствами были приняты: постановление Правительства РФ от 06.09.2007года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов поставленных до 01 января 2005года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» (действовало до сентября 2008года), Указ президента РФ от 06 мая 2008года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов поставленных до 01 января 2005года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» предусматривалось предоставление транспортных средств – автомобилей бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам, имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным на учет по обеспечению автомобилями в соответствии с действующими до указанной даты законодательством и иными нормативными актами.

Из данного Постановления следует, что право инвалидов на повторное получение автомобиля после истечения срока его эксплуатации или замену автомобиля, не предусмотрено.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06 мая 2008года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению бесплатными легковыми автомобилями инвалидов войны, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» утверждены Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета категориям инвалидов, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Исходя из вышеприведенных нормативно-правовых актов, право на обеспечение транспортным средством как средством реабилитации, имеют инвалиды, у которых на 01 января 2005 года имелось право на обеспечение транспортными средствами бесплатно, но не было ими реализовано, в связи с чем, они состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Между тем, перечисленные нормативно-правовые акты право инвалида на замену автомобиля не предусматривают.

Поскольку К. по состоянию на 01 января 2005года на учете по обеспечению бесплатно транспортным средством не состоял, на тот период автомобилем был обеспечен, оснований для его постановки на учет до 01 января 2005г. не имелось, следовательно, на ответчиков не может быть возложена обязанность по замене автомобиля «Ока», предоставленного истцу в июле 2002 года, на новый.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца и находит их не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь  ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований К. к  Департаменту социального развития Кировской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании отказа замены транспортного средства незаконным, возложении обязанности произвести замену автомобиля отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.



Судья                                                                                                             Катаева Е.В.