Дело № 2-13/2012

Решение

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием прокурора Алиевой Н.В., при секретаре Шадриной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.», департаменту здравоохранения Костромской области, департаменту финансов Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств,

установил:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1 с иском к МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.» и департаменту здравоохранения Костромской области о признаний действий в части не обеспечения ФИО1 необходимыми лекарственными средствами незаконными; обязании МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.» производить выписку рецептов на лекарственные средства, необходимые для лечения ФИО1 согласно выпискам из истории болезни Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Гродкова»; обязании департамента здравоохранения Костромской области обеспечить лечение ФИО1 в соответствии с заключением врачей ФГУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Гродкова» бесплатно необходимыми лекарственными средствами.

Требования мотивируются тем, что ФИО1 является ребенком-инвалидом. Каждые 2-3 месяца ФИО1 проходит лечение в ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» (далее -институт). При выписке из учреждения ФИО10 назначается домашнее лечение. Проверкой установлено, что в ***** году ФИО10 проходил лечение в институте в период с ***** по ДД.ММ.. После лечения в институте ему рекомендовано принимать следующие препараты: депакин, пантогам.

После лечения в институте в период с ДД.ММ. по ДД.ММ. дома рекомендовано принимать препараты: когитум, семакс, глиатилин.

После лечения в институте в период с ДД.ММ. по ДД.ММ. рекомендовано принимать мидокалм, фенибут, кортексин.

После лечения в институте в период с ДД.ММ. по ДД.ММ. рекомендовано домашнее лечение: препараты сирдалуд, пантогам, анаферон детский, актовегин, Магне В6.

В ***** году МУ «Шарьинскя ЦРБ» через детскую поликлинику, в том числе по рецептам на приобретение бесплатных препаратов получено: Депакин, фенибут, пантогам, семак глиатилин, мидокалм, кортексин, анаферон. ФИО10 не обеспечен в ***** году препаратами: когитум,сирдалуд, актовегин, магне В6.

Также ФИО1 находился на лечении в институте в период с ***** по ДД.ММ.. При выписке ему рекомендовано медикаментозноелечение: 1 курс - анаферон детский, элькар, магне В6, стугерон; 2 курс - акатинол Меманитн.

ФИО1 находился на лечении в институте с ***** по ДД.ММ.. При выписке ему также рекомендовано домашнее лечение: 1 курс - сирдалуд, фенибут, калия оротат; 2 курс - веторон, церебрум композитиум, пантогам.

ФИО2 в ***** года по возвращении с лечения обращалась в детскую поликлинику МУЗ «Шарьинская ЦРБ», однако рецепты на приобретение лекарственных средств бесплатно её сыну ФИО1, как ребенку-инвалиду не выписывались и в детской поликлинике лекарственные средства не выдавались.

Органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право на установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Согласно ст. 13 Федерального закона 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010г. № 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год. В данной Программе (раздел II) закреплено, что территориальная программа включает в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Разделом III Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный Перечень включена категория дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие право на бесплатное обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства № 890 от 30.07.XXXX г.рганы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пунктом 2.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007г. № 110, самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.

К полномочиям департамента здравоохранения Костромской области относятся защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан (п. 13), организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Костромской области для определенных категорий граждан (п. 17), организация обеспечения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области (п. 18).

В силу п. 40 Положения Департамент выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств в отношении Департамента и подведомственных учреждений в соответствии с ведомственной классификацией расходов средств областного бюджета в установленной сфере деятельности.

В нарушение действующего законодательства на протяжении ***** г.г. ФИО1 необходимыми лекарственными средствами не обеспечивается ни путем выписки рецептов для приобретения лекарственных средств бесплатно, ни путем обеспечения его необходимыми лекарственными средствами через детскую поликлинику МУ «Шарьинская ЦРБ».

По ходатайству прокурора определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент финансов Костромской области.

При рассмотрении дела прокурор исковые требования уточнил и окончательно просил взыскать в пользу ФИО2 - законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 с МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.», департамента здравоохранения Костромской области, департамента финансов Костромской области денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств для лечения несовершеннолетнего ФИО1, в размере *****

В судебном заседании уточненные исковые требования прокурор поддержал по вышеизложенным основаниям.

Дело рассматривается без участия представителя ответчика департамента здравоохранения Костромской области, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В письменном отзыве на иск представитель департамента здравоохранения Костромской области исковые требования не признал, указав следующее.

Несовершеннолетний ФИО1 является инвалидом, обеспечение лекарственными средствами которого осуществляется на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Перечень лекарственных средств для льготного обеспечения по программе ОНЛС (обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами) утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».

Закупка лекарственных препаратов департаментом здравоохранения осуществляется согласно вышеуказанному Перечню, выйти за рамки которого департамент здравоохранения не имеет полномочий. Препараты, назначенные ФИО1 в ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» не входят в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача бесплатно.

Департамент здравоохранения маме ФИО1 неоднократно предлагал обратиться к лечащему врачу по месту жительства для изменения схемы лечения на препараты, входящие в утвержденный Перечень, так как осмотр специалистами лечебно-профилактических учреждений федерального значения и назначение препаратов является консультативным.

К тому же, лекарственными препаратами, которые входят в Перечень, ФИО1 обеспечивался в полном объеме.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Костромской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010г. №782 утверждено постановление администрации Костромской области от 12.05.2011г. № 169-а «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год», в котором установлен перечень заболеваний, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с категориями заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Заболевание ФИО1 в перечень заболеваний, утвержденный, вышеуказанным постановлением не входит. Следовательно, обеспечить лекарственными препаратами ФИО1 возможно только в соответствии Федеральным законом № 178-ФЗ и только теми, которые входят в перечень лекарственных препаратов, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665.

В соответствии со статьей 26.3.1 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, требование прокурора обязать в судебном порядке уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предоставить дополнительные меры социальной поддержки не основано на законе.

Закупка лекарственных препаратов, обозначенных в исковом заявлении, не может расцениваться судом как мера обязательного характера, влекущая возникновение расходных обязательств Костромской области, в том числе на неопределенный срок.

Дело рассматривается без участия представителя ответчика департамента финансов Костромской области, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В письменном отзыве на иск представитель департамента финансов Костромской области считал исковые требования прокурора не основанными на законе и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

В соответствии с п.п. 21.1 п.2 ст. 26.3. Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится, в частности, организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: определение государственной политики в отношении инвалидов; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением; формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Одновременно, ст. 5 названного Федерального закона определено, что органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право: участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов натерриториях субъектов РФ; принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; разработки, утверждения и реализации региональных программ в областисоциальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам засчет средств бюджетов субъектов РФ.

В свою очередь, Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливаются: право отдельных категорий граждан (в том числе детей-инвалидов) на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Российской Федерацией (п. 9 ст. 6.1); набор социальных услуг, включающих в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе, лекарственными средствами по рецептам врачей (п. 1 ст. 6.2).

При этом перечень лекарственных средств утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Системный анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что: дети-инвалиды относятся к категории, включенной в федеральный регистр; предоставление мер социальной защиты детей-инвалидов является расходным полномочием Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

В свою очередь, на субъект РФ возлагается обязанность по реализации полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг исключительно в пределах субвенций из федерального бюджета, передаваемых в бюджеты субъектов РФ целевым назначением (п.п. 1, 2, 5 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ), а также предоставлено право на установление дополнительных мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, что не может расцениваться судом, как обязанность Костромской области (уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области - департамента здравоохранения Костромской области) предоставить ребенку-инвалиду (относящемуся к категории граждан, чьи социальные гарантии установлены и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета) меру социальной поддержки, сверх объема, законодательно гарантированного Российской Федерацией.

Тот факт, что указанные в исковом заявлении лекарственные препараты не включены в федеральный перечень лекарственных средств, подлежащих приобретению за счет средств субвенций федерального бюджета, также не может свидетельствовать о возникновении расходных полномочий субъекта Российской Федерации.

Объем обеспечения детей-инвалидов в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами определен федеральными подзаконными актами, при этом перечень лекарственных препаратов является закрытым и не может быть расширен по решению суда.

На территории Костромской области закупка лекарственных препаратов, обозначенных в исковом заявлении, в качестве дополнительной меры социальной поддержки не установлена, поэтому требование прокурора обязать в судебном порядке уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предоставить дополнительные меры социальной поддержки не основано на законе.

Закупка таких препаратов не может расцениваться судом как мера обязательного характера, влекущая возникновение расходных полномочий Костромской области, в том числе на неопределенный срок.

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ ряду категорий граждан (в т.ч. детям-инвалидам) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

В свою очередь, набор социальных услуг состоит из трех частей, любую из которых гражданин, включенный в федеральный регистр, может получать в натуральной форме либо в денежном выражении (в случае отказа от получения набора социальных услуг путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ).

В соответствии с п. 23 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного одноименным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004г. № 294, начисление ежемесячной денежной выплаты также ставится в зависимость от волеизъявления гражданина (об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом № 178-ФЗ).

Таким образом, требование прокурора обязать в судебном порядке департамент здравоохранения Костромской области обеспечивать гражданина бесплатно лекарственным средством бессрочно, фактически лишает последнего в осуществлении права выбора формы получаемой меры социальной поддержки и нарушает его конституционные права на равноправие прав и свобод отдельных категорий граждан, а также противоречит законодательно закрепленному порядку и условиям предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки.

В дополнительных пояснениях представитель департамента финансов Костромской области с исковыми требованиями прокурора не согласился, указывая на то, что ссылка истца на постановление Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 является несостоятельной, поскольку положения данного подзаконного акта не согласуются с нормами Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу и принятого позднее, чем указанное постановление, которое принято до разграничения государственных полномочий.

В судебном заседании представитель ответчика МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.» Сахаров И.А. исковые требования не признал, пояснил, что для реализации постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» МУ «Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.» собственных средств не имеет, ни в настоящее время, ни ранее финансирования учреждения из федерального, областного или местного бюджета на эти цели не было.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, которые действовали до 01.01.2012г. - в период приобретения для несовершеннолетнего ФИО1 лекарственных средств, устанавливала, что законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 13 и 16 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся: установление стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения; разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования; установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль за их соблюдением.

В соответствии с подп. 21.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.

В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 2 данной статьи устанавливает, что перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг необходимыми лекарственными средствами при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению.

Также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», согласно перечням групп населения и категорий заболеваний,

отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо с 50-процентной скидкой.

В Приложении № 1 к указанному Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.

В разделах «Группы населения» и «категории заболеваний» указаны, в том числе «дети - инвалиды в возрасте до 18 лет» и «Детские церебральные параличи» соответственно, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - «все лекарственные средства».

Таким образом, право на получение несовершеннолетним ФИО1 бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением.

Согласно пункту 4 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94г. № 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации.

В связи с чем при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Мать ФИО1 - ФИО2 отказалась в отношении него от получения социальных услуг в соответствии с Законом «О государственной социальной помощи», но при этом у неё сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94г. № 890.

Статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливала, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статья 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривала, что Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010г. № 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Согласно разделу II данной Программы государственных гарантий территориальная программа включает в себя, в том числе перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

В разделе III данной Программы установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Те же положения были предусмотрены и ранее постановлением Правительства РФ от 02.10.2009г. № 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» и постановлением Правительства РФ от 05.12.2008г. № 913 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год».

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, (приложение № 1), и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение № 2).

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Костромской области, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» постановлением Администрации Костромской области от 12.05.2011г. № 169-а утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

В соответствии с подп. 6 п. 44 указанной Программы за счет средств областного бюджета (864,7 млн. руб.) финансируются затраты на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», согласно приложению № 5 к Программе.

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 31.12.2009г. № 456-а также было установлено, что за счет средств областного бюджета финансируются затраты на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным приложением № 5 к Программе (подп. 6 п. 40 Программы).

Отсутствие приобретенных лекарственных средств, необходимых несовершеннолетнему ФИО1 для лечения в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665, и в Перечне лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, согласно приложению № 5 к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 12.05.2011г. № 169-а, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку иной подход означал бы необоснованное ограничение прав несовершеннолетнего ФИО1 на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ (ст. 41 Конституции РФ).

В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Согласно Положению о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденному постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007г. № 546, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

Департамент осуществляет в том числе полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Костромской области для определенных категорий граждан.

Пунктом 2 постановления Администрации Костромской области от 12.05.2011г. № 169-а департаменту здравоохранения Костромской области предписано обеспечить финансирование из средств областного бюджета мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год в пределах средств областного бюджета на 2011 год.

Пунктом 2 постановления Администрации Костромской области от 15.01.2010г. № 2-а «Об организации обеспечения отдельных категорий граждан Костромской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно» на департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность производить бесплатный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения гражданам при амбулаторном лечении по рецептам врачей в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в пределах и за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на эту цель департаменту здравоохранения Костромской области на соответствующий финансовый год.

На основании изложенного, по мнению суда, надлежащим ответчиком по иску прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 является департамент здравоохранения Костромской области.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Взыскать в пользу ФИО2 с департамента здравоохранения Костромской области денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств для лечения несовершеннолетнего ФИО1, в размере *****