http://www.contlenses.com/shofer/

Как пройти водительскую медкомиссию с плохим зрением

Можно ли купить медсправку для ГАИ и нужно ли «прятать» контактные линзы?

Наверняка, Вам не хотелось бы быть недопущенным водительской (шоферской) комиссией к вождению автомобиля из-за зрения (тут и острота зрения и цветоощущение и т.д.). Без соответствующей медицинской справки в ГАИ нельзя не только получить водительские права, но даже пойти на курсы даже в самых лучших очках или контактных линзах. Допуск к управлению автотранспортом регулируется специальным постановлением Здесь я ,как врач работающий в медицинскщй водительской комиссии и кабинете контактных линз постараюсь его изложить и по возможности перевести этот приказ с бюрократического языка на русский.

Существует четыре разных причины , по которым медицинская водительская комиссия может отказать в выдаче медицинской справки для ГАИ по зрению:

1.Снижение остроты зрения ( в т.ч. в очках или контактных линзах) ниже допустимого предела. Острота зрения как без коррекции так и в очках или контактных линзах обычно определяется по общеизвестной таблице, начинающейся с Ш Б, которую можно посмотреть в разделе
"Тесты для самостоятельной проверки зрения".
Если вы, к примеру, прочитали 8 строчек из этой таблицы с расстояния 5 метров, то острота зрения будет 0,8. Специально для тех, кто пытается обмануть медкомиссию выучив эту таблицу, существует другая - с разорванными кольцами или перемещёнными строками. Острота зрения учитывается с коррекцией, т.е. с надетыми очками или контактными линзами. При этом не важно, какая острота зрения без коррекции контактными линзами. Для водителей категории "В" острота зрения лучшего глаза без очков или с надетыми очками или контактными линзами должна быть не ниже 0,6, острота зрения худшего с надетыми очками или контактными линзами - 0,2. Для категории "С" лучший глаз должен видеть без очков или с надетыми очками или контактными линзами 0,8, худший без коррекции или с надетыми очками или контактными линзами - 0,4. К водителям автобусов и автокранов медицинская водительская комиссия предъявляет особые требования. При этом не важно, какой глаз лучший (правый или левый) и кроме того медицинская водительская комиссия не учитывает, как многие это ошибочно считают, сумму остроты зрения обоих глаз с надетыми очками или контактными линзами.

2. Как сказано выше, остроту зрения медицинская водительская комиссия учитывает с коррекцией т.е. с надетыми очками или контактными линзами.. Но не любые очки или контактные линзы допустимы для достижения высокой остроты зрения с точки зрения водительской комиссии. Сила очков или контактных линз не должна превышать плюс восемь или минус восемь диоптрий, разница между очковыми стеклами или контактными линзами на правый и левый глаза не должна быть более трёх диоптрий, а если очки или контактные линзы астигматческие и - сумма сферы и цилиндра очков или контактных линз не должна превышать 8, а сам цилиндр 3 диоптрии. Бывают, однако, случаи, когда здоровый глаз в правильно подобранных очках или или контактных линзах не дотягивает нужное количество строчек. Такое состояние называют амблиопией , что в переводе с древних языков означает "ленивый глаз". Лечение этого состояния более эффективно у детей, однако и у взрослых коррекция очками или контактными линзами и стимуляция с использованием амблиостимуляторов может помочь.

3.В выдаче справки для ГАИ имеет отношение и цветоощущение –оно важно для распознавания цветов светофора. Чаще встречаются ухудшение или полное выпадение цветоощущения на зелёный и красный цвета, очень редко, на синий.

Медицинская водительская комиссия проверяет цветоощущение чаще всего по специальным таблицам Е.Б. Рабкина, (ссылка на полный вариант таблиц с правильными ответами находится на главной странице нашего сайта) в которых люди с нормальным цветоощущением видят одни фигуры или знаки, дейтеронопы - другие, а протанопы - третьи. Чем больше таблиц прочитано неправильно, тем тяжелее считается нарушение цветоощущения. В сложных случаях медицинская водительская комиссия применит специальную аппаратуру хотя главным для медицинской водительской комиссии является различение цветов светофора. Для водителей категории "В" и "С" допускается цветоаномалия типа А (лёгкая степень) при условии различения реальных цветов светофора. В спорных случаях производится дополнительное исследование на специальной аппаратуре. Следует отметить,что нарушения цветоощущения не лечатся и не исправляются очками или контактными линзами. Ношение цветных контактных линз на цветоощущение практически не влияет,однако может ухудшать остроту зрения и переносимость контактных линз

4. Сужение поля зрения встречается довольно редко и сопровождает тяжёлые глазные заболевания. Для водителей категории "В" и "С" допускается сужение поля зрения не более 20°. Нарушения поля зрения также не исправляются очками или контактными линзами

5. Отдельные тяжёлые заболевания глаз делают затруднительным получение справки для ГАИ независимо от остроты и поля зрения а также ношения очков или контактных линз. К таким относятся, например, отслойка сетчатки или глаукома

Что же делать перед прохождением медкомиссии, если Вы не вполне уверены в своём зрении(не важно –остроте зрения,цветоощущении или поле зрения) и хотите получить медицинскую справку в ГАИ?

Во-первых, проверьте зрение у квалифицированного окулиста(лучше,имеющего опыт работы по подбору контактных линз. Я сталкивалась не раз с отказом в выдаче справки для ГАИ из-за того, что были неправильно подобраны (или вообще не подобраны) очки или контактные линзы При этом обязательно сообщите окулисту, что Вы собираетесь проходить шоферскую медкомиссию, поскольку это повлияет на способ подбора очков или контактных линз для коррекции зрения. Например: если у пациента острота зрения 1,0 с очками -9,0 диоптрий, он будет признан негодным к вождению, но если ему же подобрать очки -7,5 диоптрий, в которых острота зрения 0,7, то он будет годен к управлению легковым автомобилем. Ему же, скорее всего, можно поставить контактную линзу -7,5 диоптрий, в которой его острота зрения так же будет 1,0. Врачи должны быть специально обучены подбору очков и контактных линз в подобных сложных случаях. Важно только, чтобы Вы сообщили, что собираетесь водить авто в контактных линзах. При подборе контактных линз в таких случаях выдаётся специальная справка. Подробнее о том где можно купить контактные линзы читайте здесь.

Во-вторых, как я уже упоминала, Вам возможно будет не хватать всего пару строчек, в этом случае, естественно после консультации с окулистом, полезно провести курс стимуляции зрения с помощью аппарата "АИСТ-01"или другого амблиостимулятора

В-третьих, поскольку острота зрения не является абсолютно стабильном показателем и может изменяться в зависимости от Вашего состояния, постарайтесь избегать в день прохождения комиссии и даже накануне больших физических и психологических нагрузок, пьянства и т.п. Не волнуйтесь. Волнение также может снижать остроту зрения. Но если Вы не пройдёте комиссию с первого раза, ничего страшного не случится, в конце концов, Вы можете обжаловать решение комиссии.

Некоторые пытаются при освидетельствовании обмануть медицинскую водительскую комиссию, выучив таблицу зрения с буквами и кольцами и цветоощущения(Рабкина) а также скрыть наличие заболеваний и факт ношения контактных линз.Так проскочить комиссию вряд ли удастся.Увидеть надетые на глаза контактные линзы несложно.Тем более не пытайтесь купить справку в ГАИ. Поскольку в своей практике я не раз сталкивалась с уголовным разбирательством ДТП, я настоятельно советую Вам не прибегать к различного рода подлогам и носить назначенные Вам очки или контактные линзы во время движения.

У тех,кто реально использует контактные линзы при вождении автомобиля возникает вопрос-какие марки контактных линз подходят для этого более всего. Для правильного выбора учитывайте следующие обстоятельства Вам необходимо хорошее зрение- во первых приобретайте линзы с полной коррекцией и астигматическим дизайном,(при астигматизме-торические) во-вторых-в салоне автомобиля воздух сухой,поэтому выбирайте ту марку линз,которая более устойчива к дегидратации (высыханию) и в третьих-содержание кислорода в автомобиле также ниже чем на улице,поэтому линза должна максимально пропускать кислород.Примером контактной линзы,отвечающей всем этим требованиям является ,напрмер Pure Vision. При длительных поездках,однако возникает ещё и проблема с уходом за линзами.В данном случае лучше предпочесть одноразовые линзы устойчивые к потере жидкости,к примеру 1-Day Acuvue moist

1А.Ф. Харченко, врач высшей категории