Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Суды субъектов РФ » Росздравнадзор пытался проверить Министерство. Самарская область


Росздравнадзор пытался проверить Министерство. Самарская область

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 года Железнодорожный райсуд г.Самары в составе : председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Салихове Р.М.,, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об оспаривании решения должностного лица, связанного с проведением внеплановой документарной проверки,

установил:

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что к ним от руководителя федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области ФИО2 поступило письмо ( запрос) от 07.10.2010г. №, в связи с изданием им приказа от 06.10.2010г. № о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, назначенной в связи с обращением ФИО3 о возмещении денежных средств, затраченных ей для приобретения технических средств реабилитации инвалида ( слухового аппарата). 15.10.2010г. заявитель в ответ на указанный запрос направило в адрес Управления Росздравнадзора по Самарской области письмо об отказе в предоставлении документов, в связи с отсутствием у указанного органа соответствующих полномочий.

Министерство считает, что приказ руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области от 06.10.2010 № о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства в связи с обращением ФИО4 является незаконным по следующим основаниям.

Осуществление государственного контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 указанного Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора). В соответствии с частями 1 и 2 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), устанавливается приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (ч.5), перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия (ч.7).

Как следует из приказа от 06.10.2010 № указанная проверка осуществляется на основании п. 5.1.3.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 и п. 6.3.1. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 205 (далее - Положение об управлении Росздравнадзора), согласно которым, Росздравнадзору предоставлены полномочия по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы.

В соответствии с пунктом 1.2. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 № 900 (далее -Административный регламент от 31.12.2006 № 900), медицинская экспертиза, контроль за порядком производства которой относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, включает в себя: экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортными лечением и в иных случаях; медико-социальную экспертизу, проводимую в целях установления инвалидности и определения ее причин; судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, проводимую в соответствии с законодательством Российской Федерации; независимую медицинскую экспертизу.

Таким образом, проведение медицинской экспертизы не включает в себя вопросы реализации социальных гарантий для социально незащищенных категорий граждан, которые явились предметом вышеуказанной проверки.

Министерство в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 59 не является органом, осуществляющим проведение медицинской экспертизы, в том числе медико-социальной экспертизы.

Кроме того, предмет проверки - «вопрос реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан» вообще отсутствует в полномочиях Росздравнадзора, установленных его Положением.

Таким образом, правовые основания проведения проверки в отношении министерства, указанные в приказе от 06.10.2010 №, являются незаконными.

При оформлении приказа от 06.10.2010 № не соблюдены положения части 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ о том, что в приказе руководителя органа государственного контроля должны быть указаны цели и задачи проведения проверки (пп.4), подлежащие проверке обязательные требования (пп.5), перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (пп.6). Копия распоряжения вместо печати государственного органа (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ) заверена штампом.

Кроме того, в своем письме (запросе) руководитель Управления Росздравнадзора по Самарской области потребовал предоставить документы д. XXX.10.2010 (5 рабочих дней) вместо установленных ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ 10 рабочих дней (со дня получения мотивированного запроса).

Министерство в письме от 15.10.2010 № отказало Управлению Росздравнадзора в представлении документов, связанных с возмещением Колотилиной Л.Ф. денежных средств и обосновало свою позицию.

10.12.2010 в министерство поступило представление Прокуратуры Самарской области от 01.12.2010 №, согласно которому прокуратура требовала незамедлительного направления Управлению Росздравнадзора по Самарской области документов по заявлению ФИО5 Министерство их предоставило (письмо министерства от 13.12.2010 №

Управление Росздравнадзора по Самарской области наделено контрольными полномочиями за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов (п. 6.3.3. Положения об Управлении Росздравнадзора). Поскольку медико-социальная реабилитация является составной частью медицинской экспертизы то, по мнению Прокуратуры Самарской области, включает в себя реабилитацию. Исходя из этого, по мнению прокуратуры Самарской области, в приказе от 07.10.2010 ссылка на п. 6.1.3. Положения об Управлении Росздравнадзора обоснована.

Министерство считает указанный вывод прокуратуры Самарской области не основан на нормах действующего законодательства. В Положении об Управлении Росздравнадзора полномочие о контроле за порядком производства медицинской экспертизы (п.6.3.1) и контроле за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов (п. 6.3.3.) разграничены, поэтому не могут рассматриваться как аналогичные. Административный регламент от 31.12.2006 № 900 подробно описывает порядок проведения контрольных мероприятий, связанных с проведением медицинской экспертизы, а также субъектов, в отношении которых проводится указанные проверки (п. 1.3, 1.4). Среди субъектов проверки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеется. Осуществление контроля в отношении министерства за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы (п. 6.3.3) также является неправомерным. Медико-социальную экспертизу осуществляют в соответствии со ст. 8 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, к каковым министерство не относится.

В отношении контроля со стороны управления Росздравнадзора по Самарской области за реабилитацией инвалидов (п. 6.3.3.) применительно к министерству и данному случаю, по которому проводилась проверка, следует отметить следующее.

Как следует из представления Прокуратуры Самарской области «управление Росздравнадзора по Самарской области наделено полномочиями по проверке порядка организации и осуществления медико-социальной экспертизы, включающих реабилитацию инвалидов, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма».

Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. То есть медико-социальная экспертиза включает в себя, в том числе, определение потребностей лица в прохождении реабилитации, а не проведение реабилитации как таковой (реабилитационного процесса).

Вместе с тем, в контексте изложенного в п. 6.3.3. полномочия, Управление Росздравнадзора осуществляет также контроль за реабилитацией инвалидов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. В указанной статье перечислены основные направления реабилитации.

Реабилитация инвалида производится на основании индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ).

Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

Таким образом, возмещение расходов на технические средства реабилитации, которое проверяло Управление Росздравнадзора по Самарской области в отношении ФИО6 не является реабилитацией инвалида. Возмещение расходов направлено на компенсацию затраченных инвалидом денежных средств.

В рамках Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Самарской области о передаче Правительству Самарской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2103-р и в соответствии с пунктом 1.5. Порядка организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за услуги по ремонту технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия (кроме эндопротезов, голосообразующих аппаратов, технических средств реабилитации при нарушении функции выделения), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 № 11, министерство является органом, осуществляющим организацию назначения и выплаты компенсации стоимости технических средств реабилитации. Прием документов для назначения компенсации осуществляют государственные учреждения Самарской области - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 1.6), назначение компенсации осуществляется органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», то есть все оригиналы документов, подтверждающих расходы ФИО7 и решение о назначении компенсации находятся в уполномоченном органе управлении социальной защиты населения по месту жительства). В министерстве указанные документы отсутствуют, поэтому для представления их Управлению Росздравнадзора по Самарской области министерство само запрашивало копии документов у вышеуказанных органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1119 «О порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» утверждены Правила предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - Правила). Согласно п. 5 Правил, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Приказ от 06.10.2010 № установил предмет проверки - «вопрос реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан», были запрошены лишь документы, касающиеся отдельной личности - ФИО8 правовых оснований проведения проверки, которые говорили бы о том, что проводится проверка в рамках финансового контроля в приказе не имеется, каких-либо финансовых документов, связанных с поступлением в министерство средств федерального бюджета на указанные цели, их расходованием и т.п. ни в письме (запросе) от 07.10.2010 №, ни в самом приказе от 06.10.2010 № запрошено не было. То есть министерство, исходя из содержания обжалуемого приказа, не могло определить, что в отношении него проводится финансовый контроль. Порядка осуществления Росздравнадзором, как органом финансового контроля, контрольной деятельности не имеется. Федеральный закон № 294-р на проведение финансового контроля не распространяется (ч. 3 ст. 1).

В то же время, форма проверки в отношении министерства - «внеплановая документарная», содержание обжалуемого приказа, акт проверки органа государственного контроля по ФИО9 от 20.12.2010, составленный по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - все указывает на то, что проверка в отношении министерства, назначенная приказом от 06.10.2010 №, проводилась в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.

Министерство, как субъект государственного контроля, не должно само определять какие же из полномочий, указанных в Положении об Управлении Росдравнадзора, подходят для того, чтобы у министерства были основания представления запрашиваемых документов, содержащих персональные данные ФИО10 в то время как полномочия Управления Росздравнадзора по Самарской области об осуществлении контроля за проведением медицинской экспертизы, указанные в приказе от 06.10.2010 №, однозначно не связаны с возмещением расходов за технические средства реабилитации либо с реализацией социальных гарантий.

Считают, что проверка, связанная с возмещением расходов на техническое средство реабилитации в отношении ФИО11 не могла проводиться в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку у Управления Росздравнадзора по Самарской области отсутствуют соответствующие полномочия. Таким образом, нарушены права министерства на проведение в отношении него государственного контроля в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, в том числе, нарушен принцип защиты прав юридических лиц на проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (пп. 4 ст. 3).

Просят обязать руководителя Управления Росздравназдора по Самарской области ФИО12 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области путем отмены приказа от 06.10.2010 № № «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Управление Росздравнадзора по Самарской области заявленные требования не признал, представил суду отзыв, в удовлетворении требований заявителя просил отказать.

Представитель заинтересованного лица- Прокуратуры Самарской области возражала против удовлетворения заявленных Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области требований..

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области 08.10.2010 и 11.10.2010 поступили запросы управления Росздравнадзора по Самарской области в связи с рассмотрением обращений ФИО13 и ФИО14 соответственно.

Однако министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в предоставлении документов, необходимых для проведения проверок, было отказано, поскольку, по мнению указанного органа исполнительной власти, у управления Росздравнадзора по Самарской области отсутствуют полномочия по проверке реализации социальных гарантий, в частности по проверке несвоевременной компенсации денежных средств, затраченных инвалидом на приобретение TCp.

29.09.2010г. в Управление Росздравнадзора по Самарской области поступило обращение ФИО15 по вопросу не обеспечения её индивидуальными средствами реабилитации инвалидов. По данному обращению было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, о чем был издан приказ от 06.10.2010г. №.

Согласно ст. 4 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся, в том числе контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с п.5.1.3.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №323, и п.6.3.3. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту РФ, управление Росздравнадзора по Самарской области наделено контрольными полномочиями за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов.

В соответствии с п.1.2. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006г.№900, медицинская экспертиза, контроль за порядком производства, который относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, включает в себя, в том числе медико-социальную экспертизу, проводимую в целях установления инвалидности и определения ее причин.

Согласно ст.7 ФЗ №181-ФЗ медико-социальная экспертиза- определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включает реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванные стойким расстройством функций организма.

Согласно п. 5 Правил предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации, несут ответственность за соблюдение условий предоставления субвенций и достоверность отчетности, представляемой в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

В силу п. 6 Правил контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 155 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

При таких обстоятельствах управление Росздравнадзора по Самарской области наделено полномочиями по проверке порядка организации и осуществления медико-социальной экспертизы, включающих реабилитацию инвалидов, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Кроме того, управление Росздравнадзора по Самарской области наделено полномочиями по запросу необходимых для рассмотрения обращения документов и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, в силу ст. 10 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Непредставление министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в управление Росздравнадзора по Самарской области сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, создает препятствия для осуществления контрольных полномочий за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов указанным территориальным органом дополнительной власти.

В соответствии со статьей 10 Федерального Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Судом установлено, что при проведении проверки по обращению ФИО16 Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области было отказано в проведении Управлением Росздравнадзора по Самарской области такой проверки, ввиду причин, указанных в письме № от 15.10.2010 и.о. Министра здравоохранения и социального развития Самарской области ФИО17 Указанное письмо послужило поводом для обращения Управления Росздравнадзора по Самарской области в Управление по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Самарской области № 01.11.2010г. В соответствии с письмом Прокуратуры Самарской области от 01.12.2010г. № по результатам обращения Управления Росздравнадзора по Самарской области Прокуратурой Самарской области министру здравоохранения о социального Развития Самарской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок предоставления документов, необходимых для рассмотрения обращений граждан. Кроме того, лица, не представившие указанные сведения, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

На основании изложенного, суд находит требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Управлением Росздравнадзора по Самарской области не были нарушены положения законодательства РФ при проведении внеплановой документарной проверки Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены приказа от 06.10.2010г. № «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области- оставить без удовлетворения.

Решении может быть обжаловано в течение 10 дней в облсуд через райсуд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 24.02.2011г.

Судья Вельмина И.Н

2

Судья Вельмина И.Н. гр. дело №33-4173

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазарева Н.А.,

судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены приказа от 06.10.2010г. № № «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя Минздравсоцразвития Самарской области – Серегиной О.В. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Управления Росздравнадзора по Самарской области – Черных А.А. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, связанного с проведением внеплановой документарной проверки.

В заявлении указано, что 08.10.10 в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области от руководителя федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области ФИО2 поступило письмо (запрос) от 07.10.10 №№ в связи с изданием приказа от 06.10.10 №№ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, назначенной в связи с обращением ФИО1 о возмещении денежных средств, затраченных ею для приобретения технических средств реабилитации инвалида (слухового аппарата).

Ссылаясь на неправомерность вышеуказанного приказа и отсутствие у Управления Росздравнадзорза по Самарской области полномочий на проведение документарной проверки в отношении министерства, заявитель просил суд обязать руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области путем отмены приказа от 06.10.10 №№ «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области».

Судом было постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Из материалов дела следует, что 06.10.10 руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области (Управления Росздравнадзора по Самарской области) ФИО2 был издан приказ №№ о проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области (л.д.15).

Судом было установлено, что проверка была назначена и проводилась в связи с обращением в Управление Росздравнадзора ФИО1 по вопросу возмещения денежных средств, затраченных ей на приобретение технических средств реабилитации инвалидов (слухового аппарата).

Как видно из копии приказа, проверка была назначена на основании пункта 5.1.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №323, и пункта 6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.04 №205.

Согласно п.5.1.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы.

В силу п.6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.04 №205, Управление Росздравнадзора осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований о возложении на руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства путем отмены вышеуказанного приказа, суд в решении указал на то, что в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы Управление Росздравнадзора по Самарской области уполномочено осуществлять контроль за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов.

При этом суд не учел в соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях реализации своих полномочий по надзору и контролю в указанной сфере Росздравнадзор вправе в установленном порядке осуществлять проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

Согласно пункту 7 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) Управление в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; привлекать для осуществления своих полномочий научные, общественные и иные организации, ученых и специалистов; беспрепятственно получать доступ на любое предприятие - производитель лекарственных средств в рамках своей территории, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке; запрещать рекламу лекарственных средств, предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера (в том числе запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств в случаях нарушения лицензионных условий и требований), направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

В силу пункта 8 названного Положения Управление не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание платных услуг, а также осуществлять иные полномочия по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Таким образом, вышеприведенные правовые нормы не наделяют Управление Росздравнадзора по Самарской области полномочиями по проведению проверок в отношении министерства здравоохранения и социального развития Самарской области как органа исполнительной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.09 №1119 «О порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов», утверждены Правила предоставления субвенций, согласно пункту 6 которого контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Однако, как следует из материалов дела, вопрос расходования субвенций министерством не являлся предметом проверки, назначенной приказом руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области от 06.10.10 №№.

Неправомерна также ссылка суда на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.06 №900, поскольку в соответствии с данным регламентом Росздравнадзор наделен полномочиями по осуществлению проверок деятельности субъектов производства медицинской экспертизы, к которым министерство здравоохранения и социального развития Самарской области не относится.

Ссылка суда на то, что в соответствии со ст.10 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Управление Росздравнадзора вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращений документы и материалы в других государственных органах, также является неосновательной, поскольку в данном случае имело место издание руководителем Управления приказа о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства, а не запрос соответствующих документов в порядке, предусмотренном названным Законом.

При наличии вышеуказанных обстоятельств решение суда нельзя признать правильным.

Поэтому судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и постановить по делу новое решение, которым заявление Министерства удовлетворить, поскольку допущенные судом недостатки возможно устранить, не передавая дело на новое рассмотрение в районный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 февраля 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым заявление Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об оспаривании решения должностного лица, связанного с проведением внеплановой документарной проверки удовлетворить.

Обязать руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области путем отмены приказа от 06.10.10 №№ «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области».

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Суды субъектов РФ » Росздравнадзор пытался проверить Министерство. Самарская область