ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2011 ГОДА (УТВ. ПРЕЗИДИУМОМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ 7 ДЕКАБРЯ 2011 Г.)

Практика рассмотрения дел по спорам,
                   возникающим из социальных, трудовых
                       и пенсионных правоотношений

     5. Льготы по  оплате  жилого  помещения  предоставляются  по   месту
фактического жительства лица, имеющего право на получение указанных   мер
социальной поддержки.

     Р. обратился в суд с иском к Балашихинскому  управлению   социальной
защиты населения Московской области о признании права на получение льгот,
в  обоснование  которого  ссылался  на  то,  что  10  октября   2009 г.
Балашихинским отделом социальной защиты населения Московской области ему
было отказано в предоставлении мер  социальной  поддержки  как   ветерану
боевых  действий  по  оплате  жилого  помещения  по  месту   фактического
проживания  по  адресу:  Московская  область,  г. Балашиха,    микрорайон
Никольско-Архангельский, жилой  комплекс  "Витязь",  дом 6,   комната 67,
предоставленному ему по договору социального найма служебного помещения.
По данному адресу он не зарегистрирован, имеет регистрацию в г.   Москве,
но  с  20  января  2009 г.  фактически  пользуется  жилой     площадью по
вышеназванному адресу, оплачивает коммунальные услуги и   электроэнергию,
на его имя открыт лицевой счёт. Уточнив исковые требования, истец просил
признать за ним право на предоставление льготы по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг с момента обращения в управление социальной   защиты
населения 6 августа 2009 г.
     Решением  суда  первой  инстанции,   оставленным   без     изменения
определением  суда  кассационной  инстанции,  в  удовлетворении   исковых
требований отказано.
     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда   Российской
Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления и приняла по делу
новое решение, которым исковые  требования  удовлетворила  по   следующим
основаниям.
     Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января   1995 г.
N 5-ФЗ "О ветеранах"  ветеранам  боевых  действий  предоставляются   меры
социальной поддержки в виде оплаты в  размере  50  процентов   занимаемой
общей площади жилых помещений (в  коммунальных  квартирах  -   занимаемой
жилой площади), в том числе членами  семей  ветеранов  боевых   действий,
совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья
предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида   жилищного
фонда.
     Меры социальной поддержки, установленные ст. 14 - 19 и  21   данного
Федерального закона и принимаемыми в  соответствии  с  ним   нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными
обязательствами Российской  Федерации  (ст. 10  Федерального    закона "О
ветеранах").
     В  соответствии  с  положениями  ст. 23.2  Федерального    закона "О
ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной   власти
субъектов  Российской  Федерации  полномочия  по       предоставлению мер
социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных
ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального  закона.  Средства  на   реализацию
передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2   мер
социальной поддержки  предусматриваются  в  составе  Федерального   фонда
компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
     Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных   требований,
суд исходил из того, что Р. имеет регистрацию  в  г. Москве,  по   адресу
фактического проживания в Московской области не зарегистрирован, в связи
с чем ему не могут предоставляться меры социальной поддержки  по   оплате
жилой площади указанным субъектом Российской  Федерации.  При  этом   суд
указал на то, что  факт  добровольной  оплаты  истцом  жилой    площади и
коммунальных  услуг  без  регистрации  не   является       основанием для
предоставления ему мер социальной поддержки.
     С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции.
     Судебная коллегия  признала  указанные  выводы  судебных   инстанций
основанными   на   неправильном   толковании   и          применении норм
законодательства, которыми регулируются возникшие правоотношения.
     Судом установлено, что Р. является ветераном боевых  действий  и  в
связи с вышеприведёнными положениями федерального законодательства имеет
право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты жилой площади в
размере 50 процентов.

     В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г.  N 76-ФЗ   "О
статусе  военнослужащих"  истец  постоянно  зарегистрирован  по   месту
прохождения военной службы по адресу воинской части, а также по месту его
пребывания по адресу нахождения войсковой части.
     20 января 2009 г. между воинской частью и Р. заключён договор найма
служебного жилого помещения, согласно которому Р. предоставлена квартира
в общежитии, расположенном по установленному адресу в Московской области.
Данная квартира является фактическим местом жительства истца и его семьи.
     В соответствии со ст. 3 Закона  Российской  Федерации  от  25   июня
1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на  свободу   передвижения,
выбор места пребывания и жительства  в  пределах  Российской   Федерации"
граждане  Российской  Федерации  обязаны  регистрироваться   по   месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако
регистрация  или  отсутствие  таковой  не  могут   служить     основанием
ограничения  или   условием   реализации   прав   и       свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации,  законами   Российской
Федерации, Конституциями  и  законами  республик  в  составе   Российской
Федерации.
     Статьёй 2  названного  Закона  1993 г.  установлено,  что     местом
жительства гражданина является  жилой  дом,  квартира,  служебное   жилое
помещение,  специализированные  дома  (общежитие,  гостиница-приют,  дом
маневренного  фонда,  специальный   дом   для   одиноких     престарелых,
дом-интернат для инвалидов, ветеранов и  другие),  а  также  иное   жилое
помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в
качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо
на  иных  основаниях,  предусмотренных   законодательством     Российской
Федерации.
     Таким  образом,  с  учётом  положений  приведённого     федерального
законодательства, а также принимая во внимание, что Р. и члены его семьи
фактически проживают по установленному адресу в  Московской  области   на
основании заключённого в установленном законом  порядке  договора   найма
служебного помещения, истец и совместно проживающие с ним члены его семьи
не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона
"О  ветеранах"   права   на   получение   мер   социальной   поддержки,
предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей,  только   по
причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.

                                                    Определение N 4-В11-6