Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Мед.осмотры. Проф.заболевания. Произв.травма » Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний


Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 г. N 967

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
: http://www.consultant.ru/online/base/?r … AW;n=29577

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по применению Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ




Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 декабря 2000 г. N 967

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.

2. Расследованию и учету в соответствии с настоящим Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц (далее именуются - работники) обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

3. К работникам относятся:

а) работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

б) граждане, выполняющие работу по гражданско - правовому договору;

в) студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, работающие по трудовому договору (контракту) во время практики в организациях;

г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

4. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

5. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

6. Работник имеет право на личное участие в расследовании возникшего у него профессионального заболевания. По его требованию в расследовании может принимать участие его доверенное лицо.

Порядок

установления наличия профессионального заболевания

7. При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание (далее именуется - центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора), и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

8. Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно - гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника (далее именуется - учреждение здравоохранения). Санитарно - гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. В случае несогласия работодателя (его представителя) с содержанием санитарно - гигиенической характеристики условий труда работника он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике.

10. Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно - гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение.

11. При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

12. Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно - гигиеническую характеристику условий труда работника.

13. Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно - профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) (далее именуется - центр профессиональной патологии) с представлением следующих документов:

а) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного;

б) сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;

в) санитарно - гигиеническая характеристика условий труда;

г) копия трудовой книжки.

14. Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

15. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

16. Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

17. Извещение об изменении или отмене диагноза профессионального заболевания направляется центром профессиональной патологии в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения в течение 7 дней после принятия соответствующего решения.

18. Ответственность за своевременное извещение о случае острого или хронического профессионального заболевания, об установлении, изменении или отмене диагноза возлагается на руководителя учреждения здравоохранения, установившего (отменившего) диагноз.

Порядок

расследования обстоятельств и причин возникновения

профессионального заболевания

19. Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее именуется - расследование).

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется - комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие другие специалисты.

Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.

20. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай профессионального заболевания. В состав комиссии входит полномочный представитель организации (индивидуального предпринимателя), направившей работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

21. Профессиональное заболевание, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.

22. Расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.

23. Для проведения расследования работодатель обязан:

а) представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе);

б) проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно - инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте;

в) обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию.

24. В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно - эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего.

25. Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:

а) приказ о создании комиссии;

б) санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника;

в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;

г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;

д) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;

е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;

ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;

з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;

и) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора;

к) другие материалы по усмотрению комиссии.

26. На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно - эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

27. По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по прилагаемой форме.

28. Лица, принимающие участие в расследовании, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, полученных в результате расследования.

29. Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта о случае профессионального заболевания издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.

Об исполнении решений комиссии работодатель письменно сообщает в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Порядок оформления акта

о случае профессионального заболевания

30. Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.

31. Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.

32. В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно - эпидемиологических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).

33. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в центре государственного санитарно - эпидемиологического надзора и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания. В случае ликвидации организации акт передается для хранения в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

34. Профессиональное заболевание учитывается центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, проводившим расследование, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

* * *

35. Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.

36. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2

Печать

АКТ

о случае профессионального заболевания

                     от "__" __________ года

    1. ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество и год рождения пострадавшего)

    2. Дата направления извещения __________________________________________

                           (наименование лечебно-профилактического учреждения,  юридический адрес)

    3. Заключительный диагноз ______________________________________________

    4. Наименование организации ____________________________________________

                                         (полное наименование, отраслевая принадлежность, форма собственности,

    ______________________________________________________________________

(юридический адрес, коды ОКПО, ОКОНХ)

    5. Наименование цеха, участка, производства ______________________________

    6. Профессия, должность ________________________________________________

    7. Общий стаж работы __________________________________________________

    8. Стаж работы в данной профессии ______________________________________

    9. Стаж  работы  в  условиях  воздействия  вредных  веществ  и

    неблагоприятных производственных факторов _____________________________

    _____________________________________________________________________

(виды фактически выполняемых работ в особых условиях, не указанных в трудовой книжке, 

________________________________________________________________________

вносятся с отметкой  "со слов работающего")

    10. Дата начала расследования ___________________________________________

    Комиссией в составе

    председателя ______________________________________________________     и

(Ф.И.О., должность)

    членов комиссии    _____________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

    ______________________________________________________________________

    проведено расследование случая  профессионального  заболевания

    ______________________________________________________________________

(диагноз)

    и установлено:

    11. Дата (время) заболевания

    ______________________________________________________________________

   (заполняется при остром профессиональном заболевании)

    12.   Дата   и  время   поступления  в центр  государственного

    санитарно-эпидемиологического  надзора  извещения  о  случае

    профессионального заболевания или отравления ___________________________

    _____________________________________________________________________

    13. Сведения о трудоспособности ________________________________________

(трудоспособен на своей работе, утратил трудоспособность, переведен на другую

    _____________________________________________________________________

      работу, направлен  в учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы)

    14.  Профессиональное  заболевание  выявлено  при  медицинском

    осмотре, при обращении (нужное подчеркнуть) _____________________________

    ______________________________________________________________________

    15.    Имелось    ли    у   работника    ранее   установленное

    профессиональное   заболевание,    направлялся   ли   в  центр

    профессиональной   патологии   (к  врачу -профпатологу)  для

    установления профессионального заболевания _____________________________

    16. Наличие   профессиональных   заболеваний  в  данном  цехе,

    участке, производстве или (и) профессиональной группе ____________________

    17.  Профессиональное заболевание возникло при обстоятельствах

           и условиях: _______________________________________________________

(дается полное описание конкретных фактов

    _____________________________________________________________________

несоблюдения технологических регламентов,

    _____________________________________________________________________

производственного процесса, нарушения транспортного

    _____________________________________________________________________

режима эксплуатации технологического оборудования,

    _____________________________________________________________________

приборов, рабочего инструментария; нарушения режима

    _____________________________________________________________________

труда, аварийной ситуации, выхода из строя

    _____________________________________________________________________

защитных средств, освещения; несоблюдения правил техники

    _____________________________________________________________________

безопасности, производственной санитарии;

    _____________________________________________________________________

несовершенства технологии, механизмов, оборудования,

    ____________________________________________________________________

рабочего инструментария; неэффективности работы систем

    ____________________________________________________________________

вентиляции, кондиционирования воздуха, защитных средств,

    _____________________________________________________________________

механизмов, средств индивидуальной защиты;

    _____________________________________________________________________

отсутствия мер и средств спасательного характера,

    _____________________________________________________________________

приводятся сведения из санитарно - гигиенической

    ____________________ ________________________________________________

  характеристики условий труда работника и других документов)

    18.  Причиной  профессионального  заболевания  или  отравления

    послужило:  длительное,  кратковременное  (в  течение  рабочей

    смены), однократное воздействие на организм  человека  вредных

    производственных факторов или веществ _________________________________

                                                                                                                          (указывается

    _____________________________________________________________________

количественная и качественная характеристика вредных

    ______________________________________________ _______________________

производственных факторов в соответствии с требованиями

    _____________________________________________________________________

гигиенических критериев оценки и классификации условий

    _____________________________________________________________________

труда по показателю вредности и опасности факторов

    _____________________________________________________________________

производственной среды, тяжести и напряженности

    _____________________________________________________________________

(трудового процесса)

    19. Наличие вины работника (в процентах) и ее обоснование

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    20.  Заключение:  на  основании    результатов   расследования

    установлено,  что  настоящее заболевание (отравление) является

    профессиональным и возникло в результате

    _____________________________________________________________________

   (указываются конкретные обстоятельства и условия

    Непосредственной причиной заболевания послужило ______________________

    _____________________________________________________________________

    (указывается конкретный вредный  производственный фактор)

    21.  Лица,  допустившие  нарушения государственных санитарно -

    эпидемиологических правил и иных нормативных актов:

    _________________ ___________________________________________________

(Ф.И.О., с указанием нарушенных ими положений, правил и иных актов)

    22.  В  целях  ликвидации  и  предупреждения  профессиональных

    заболеваний или отравлений предлагается:

    ____________________________________________________________________

    23. Прилагаемые материалы расследования

    ____________________________________________________________________

    24. Подписи членов комиссии:

                                              Ф.И.О., дата

    М.П.

3

http://www.inpravo.ru/data/base854/text854v166i632.htm

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.03.2003 N ГКПИ 02-1340, ГКПИ 03-16 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ (НЕЗАКОННЫМИ) ПУНКТОВ 30, 31 ВРЕМЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
По состоянию на март 2007 года

                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
            от 19 марта 2003 г. N ГКПИ 02-1340, ГКПИ 03-16
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                       Колычевой Г.А.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
                                                      Чистякове А.В.,
       с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Кирдяева  Василия  Владимировича  о признании пункта 31
   Временных  критериев  определения  степени утраты профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных    заболеваний,    утвержденных    Постановлением
   Министерства  труда и социального развития Российской Федерации от
   18 июля 2001 года N 56,  недействительным (незаконным) и заявление
   Кознова   Владимира   Васильевича  о  признании  пунктов  30,   31
   Временных  критериев  определения  степени утраты профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных    заболеваний,    утвержденных    Постановлением
   Министерства  труда и социального развития Российской Федерации от
   18 июля 2001 года N 56, недействительными (незаконными),
   
                              установил:
   
       Постановлением   Министерства   труда  и социального  развития
   Российской  Федерации  от  18  июля 2001 года N 56 "Об утверждении
   Временных  критериев  определения  степени утраты профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных   заболеваний,   формы   программы   реабилитации
   пострадавшего  в результате  несчастного  случая на производстве и
   профессионального   заболевания"   утверждены  Временные  критерии
   определения  степени  утраты  профессиональной  трудоспособности в
   результате  несчастных  случаев на производстве и профессиональных
   заболеваний (далее - Временные критерии).

      Пунктом   30  Временных  критериев  предусмотрено,   что  если
   диагностированное  в период трудовой деятельности профессиональное
   заболевание  или последствия несчастного случая на производстве не
   повлекли   за   собой   утрату  профессиональной  трудоспособности
   работника  и позволяли  ему  выполнять  работу  по соответствующей
   профессии  без  снижения  квалификации,  класса  тяжести  труда  и
   заработной  платы  вплоть  до выхода на пенсию по старости,  но на
   момент освидетельствования сами по себе ограничивают способность к
   труду,   степень   утраты   профессиональной   трудоспособности  в
   процентах  устанавливается  с учетом  возможности выполнения любой
   трудовой деятельности.

       Согласно   пункту   31   Временных  критериев  степень  утраты
   профессиональной    трудоспособности    не   определяется,    если
   диагностированное  в период трудовой деятельности профессиональное
   заболевание  или последствия несчастного случая на производстве не
   повлекли    за    собой    утрату    работником   профессиональной
   трудоспособности  в период  трудовой  деятельности,  позволяли ему
   выполнять   работу   по  соответствующей  профессии  без  снижения
   квалификации,  класса  тяжести  труда и заработной платы вплоть до
   выхода  на пенсию по старости и на момент освидетельствования сами
   по себе не ограничивают способности к трудовой деятельности.

       Кирдяев  В.В.  обратился  в Верховный  Суд  РФ  с заявлением о
   признании   недействительным   (незаконным)  пункта  31  Временных
   критериев,    Кознов    В.В.    -    с   заявлением   о  признании
   недействительными пунктов 30 и 31 того же нормативного акта.
       Кирдяев  В.В.  указал,  что,  получив  9 января  1972  года  в
   результате   несчастного   случая  на  производстве  травму  руки,
   частично  утратил  трудоспособность,  был вынужден оставить работу
   составителя поездов и работал дежурным слесарем. 10 июля 2002 года
   обратился  в Первичное  бюро  медико-социальной  экспертизы города
   Южноуральска  Челябинской  области для установления степени утраты
   трудоспособности,  однако ему в этом было отказано.  Южноуральский
   городской    суд,    куда   обратился   с  жалобой   на   действия
   государственного органа,  решением от 31 октября 2002 года признал
   жалобу необоснованной, сославшись на пункт 31 Временных критериев.
       Другой  заявитель - Кознов В.В.  указал,  что с 21 ноября 1973
   года  по  28  февраля  1991  года работал штурманом корабля Ан-12,
   ТУ-134  в составе  экипажа  воздушного  судна Гражданской авиации,
   получил профзаболевание в виде двусторонней тугоухости с умеренной
   степенью слуха.  Первые признаки тугоухости были обнаружены у него
   в  1987  году,  в  1990  году  установлен  диагноз:  "Двусторонний
   кохлеарный  неврит".  С  1 марта  1991  года  он ушел на пенсию по
   выслуге лет и стал работать председателем профкома летного состава
   АК   "Донавиа".   Данная   должность   не   летная  и по  тяжести,
   напряженности,   квалификации  труда,   ответственности,  зарплате
   намного   ниже,   чем   летная.   5   февраля  2002  года Центром
   профессиональной   патологии  г.   Шахты  Ростовской  области  ему
   установлен   диагноз:   "Двусторонняя   нейросенсорная  тугоухость
   умеренной  степени  - заболевание профессиональное".  Главное бюро
   медико-социальной   экспертизы   по   Ростовской  области  вначале
   занизило,   а   затем   полностью   сняло  с него  степень  утраты
   профессиональной трудоспособности.

За защитой своих прав обратился
   в  федеральный  суд  Кировского  района  г.   Ростова-на-Дону,  но
   решением  от 5 января 2003 года суд в удовлетворении заявленных им
   требований  отказал.  При  этом  суд  сослался  на  пункты 30 и 31
   Временных критериев. Судебная коллегия Ростовского областного суда
   по  гражданским  делам своим  определением от 26 февраля 2003 года
   оставила данное решение в силе.
       По мнению заявителей Кирдяева В.В. и Кознова В.В., пункты 30 и
   31  Временных  критериев приняты Министерством труда и социального
   развития  Российской  Федерации  с превышением  своих  полномочий,
   противоречат   действующему   законодательству   и нарушают  права
   граждан   на   обеспечение   по   страхованию.   Указанные  пункты
   устанавливают   ограничения  на  возмещение  вреда,   причиненного
   здоровью,   в  зависимости  от  возраста  и времени  обращения  за
   страховым возмещением.
       Дела по заявлениям Кирдяева В.В.  и Кознова В.В.  объединены в
   одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
       В  качестве  заинтересованных  лиц к участию в деле привлечены
   Министерство  труда  и социального  развития Российской Федерации,
   Министерство    здравоохранения    Российской   Федерации,    Фонд
   социального   страхования   Российской   Федерации  и Министерство
   юстиции Российской Федерации.
       Заявитель   Кирдяев   В.В.    и   представитель   Министерства
   здравоохранения Российской Федерации в суд не явились, о времени и
   месте судебного заседания извещены,  просили рассмотреть дело в их
   отсутствие.
       Всеми  заинтересованными  лицами в суд представлены письменные
   возражения относительно заявлений Кирдяева В.В. и Кознова В.В.
       В  судебном  заседании Кознов В.В.  поддержал свои требования.
   Представитель  Министерства труда РФ Шаронова В.Н.,  представители
   Фонда  социального  страхования  РФ  Маврина В.В. и Куделина Л.А.,
   Министерства   юстиции   РФ   - Чижикова  Т.Ю.   возражали  против
   удовлетворения требований заявителей, считая их необоснованными.
       Выслушав     объяснения    Кознова    В.В.,     представителей
   заинтересованных   лиц,   исследовав   материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Воскобойниковой
   Е.Л.,   полагавшей,   что   Кирдяеву   В.В.   и  Кознову  В.В.   в
   удовлетворении  требований  следует  отказать,  Верховный  Суд  РФ
   считает,  что заявления Кирдяева В.В.  и Кознова В.В.  не подлежат
   удовлетворению.
       Законодательство    Российской   Федерации   об   обязательном
   социальном  страховании  от  несчастных  случаев на производстве и
   профессиональных    заболеваний    основывается   на   Конституции
   Российской   Федерации   и  состоит  из  Федерального  закона  "Об
   обязательном  социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на
   производстве   и  профессиональных  заболеваний",   принимаемых  в
   соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых
   актов Российской Федерации.
       В  соответствии  со  статьей  8 Федерального закона от 24 июля
   1998  года  N 125-ФЗ (ред. 26.11.2002) "Об обязательном социальном
   страховании    от    несчастных    случаев   на   производстве   и
   профессиональных    заболеваний"    обеспечение   по   страхованию
   осуществляется  в виде  пособия  по  временной нетрудоспособности,
   страховых  выплат  (единовременной страховой выплаты и ежемесячных
   страховых выплат),  а также в виде оплаты дополнительных расходов,
   связанных   с  повреждением   здоровья  застрахованного,   на  его
   медицинскую,  социальную и профессиональную реабилитацию,  включая
   расходы  на:  дополнительную  медицинскую  помощь,  в том числе на
   дополнительное      питание      и     приобретение      лекарств,
   санаторно-курортное    лечение,     протезирование,    обеспечение
   приспособлениями,   необходимыми   застрахованному   для  трудовой
   деятельности и в быту.

       Ежемесячные  страховые  выплаты  предназначены  для возмещения
   утраченного  заработка  и определяются как доля среднего месячного
   заработка   застрахованного   до  наступления  страхового  случая,
   исчисленная  в соответствии со степенью утраты им профессиональной
   трудоспособности (пункт 1 статьи 12 Федерального закона).

       Как    следует   из   статьи   3  Федерального   закона,   под
   профессиональной    трудоспособностью   федеральный   законодатель
   понимает  способность  человека  к выполнению  работы определенной
   квалификации,   объема   и  качества,   а   под   степенью  утраты
   профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое
   снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную
   деятельность до наступления страхового случая.

       Федеральный  закон  "Об обязательном социальном страховании от
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
   не   предусматривает   ежемесячных   выплат   в возмещение  вреда,
   причиненного  здоровью,  только за факт травмы на производстве или
   выявление профессионального заболевания.

       Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона степень утраты
   профессиональной   трудоспособности   устанавливается  учреждением
   медико-социальной экспертизы.  Порядок установления степени утраты
   профессиональной  трудоспособности в результате несчастных случаев
   на   производстве   и  профессиональных  заболеваний  определяется
   Правительством Российской Федерации.
       Постановлением   Правительства   Российской  Федерации  от  16
   октября  2000  года  N 789,  принятым в соответствии с Федеральным
   законом  "Об  обязательном  социальном  страховании  от несчастных
   случаев  на  производстве  и профессиональных  заболеваний",  были
   утверждены  Правила  установления  степени утраты профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных заболеваний.
       Тем же Постановлением N 789 Правительство Российской Федерации
   поручило  Министерству  труда  и социального  развития  Российской
   Федерации   по   согласованию   с  Министерством   здравоохранения
   Российской  Федерации  и Фондом социального страхования Российской
   Федерации    утвердить   критерии   определения   степени   утраты
   профессиональной  трудоспособности в результате несчастных случаев
   на  производстве  и профессиональных  заболеваний,  а  также форму
   программы   реабилитации  пострадавшего  в результате  несчастного
   случая на производстве и профессионального заболевания;
       предоставило   Министерству   труда   и  социального  развития
   Российской  Федерации  и Министерству  здравоохранения  Российской
   Федерации  полномочия  давать необходимые разъяснения по вопросам,
   связанным    с   применением   Правил,    утвержденных   настоящим
   Постановлением.
       Временные  критерии,  нормы  которых  оспариваются заявителями
   (пункты  30,  31),  утверждены  Минтрудом России по согласованию с
   Минздравом  России  и Фондом социального страхования во исполнение
   Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 789.
       Постановление   Министерства   труда   и социального  развития
   Российской  Федерации  от  18  июля  2001 года N 56 об утверждении
   Временных  критериев зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15
   августа  2001 года за N 2876 и опубликовано 29 августа 2001 года в
   Российской  газете  N  167 и 3  сентября  2001  года - в Бюллетене
   нормативных актов федеральных органов государственной власти N 36.
       В   соответствии  с пунктом  2 раздела  1 Правил  установления
   степени   утраты  профессиональной  трудоспособности  в результате
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
   утвержденных  Постановлением  Правительства  РФ от 16 октября 2000
   года  N 789,   степень  утраты  профессиональной  трудоспособности
   устанавливается   в  процентах   на   момент   освидетельствования
   пострадавшего,  исходя  из  оценки потери способности осуществлять
   профессиональную  деятельность  вследствие  несчастного  случая на
   производстве  и профессионального  заболевания,  в  соответствии с
   критериями    определения    степени    утраты    профессиональной
   трудоспособности,  утверждаемыми Министерством труда и социального
   развития  Российской  Федерации  по  согласованию  с Министерством
   здравоохранения   Российской   Федерации   и  Фондом   социального
   страхования Российской Федерации.
       Согласно  разделу  II  Правил  при  определении степени утраты
   профессиональной    трудоспособности    оцениваются    последствия
   повреждения    здоровья    вследствие    несчастного   случая   на
   производстве,   профессионального   заболевания   и  имеющиеся   у
   пострадавшего  профессиональные способности,  психофизиологические
   возможности,  профессионально   значимые   качества,   позволяющие
   продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую
   несчастному    случаю    на    производстве   и  профессиональному
   заболеванию,  того  же  содержания и в том же объеме либо с учетом
   снижения  квалификации,  уменьшения  объема  выполняемой  работы и
   тяжести  труда в обычных или специально созданных производственных
   условиях.

       Лица,   выработавшие  необходимый  трудовой  стаж  без  утраты
   профессиональной  трудоспособности в результате несчастного случая
   на  производстве  и профессионального  заболевания,  то  есть  без
   снижения  квалификации,  объема  трудовой деятельности и заработка
   вплоть до выхода на пенсию,  получают пенсию в полном размере, как
   это  предусмотрено  действующим  пенсионным  законодательством для
   всех граждан.
       Поскольку  трудовая  пенсия  по старости выплачивается в целях
   компенсации заработной платы, которую получали застрахованные лица
   перед  установлением  трудовой  пенсии  по  старости (статьи 2,  5
   Федерального  закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"),
   ее   назначение   предусматривает   прекращение   профессиональной
   деятельности.
       В связи с этим для граждан, достигших права на трудовую пенсию
   по  старости  без  утраты заработка в период трудовой деятельности
   вследствие  несчастных  случаев на производстве и профессиональных
   заболеваний,  не  может  быть  применен общий порядок установления
   степени утраты профессиональной трудоспособности, исходя из оценки
   потери способности осуществлять профессиональную деятельность.

       Для  указанной  категории  лиц  разработаны  особые правила по
   установлению  степени  утраты  профессиональной  трудоспособности,
   исходя  из  возможностей  выполнять  любую  трудовую деятельность.
   Любая  трудовая  деятельность - это широкий круг работ,  в которых
   может  быть  занят  такой  гражданин с учетом его профессиональных
   способностей,  знаний, умений и психофизиологических возможностей.
   Это   и нашло  свое  отражение  в обжалуемых  заявителями  пунктах
   нормативного акта.

       Пункты  30  и 31  Временных  критериев касаются только степени
   утраты профессиональной трудоспособности.
       Что   касается  нуждаемости  пострадавшего  в реабилитационных
   мероприятиях, то этот вопрос ими не регулируется.
       Конкретные  виды,  формы,  объемы необходимых реабилитационных
   мероприятий  определяются учреждением медико-социальной экспертизы
   в  порядке,  предусмотренном  пунктами 20 - 24 Правил установления
   степени   утраты  профессиональной  трудоспособности  в результате
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
       Как  пояснили  представители  заинтересованных  лиц,   если  у
   пострадавших,  на которых распространяются пункты 30, 31 Временных
   критериев,   учреждением   медико-социальной  экспертизы  выявлена
   нуждаемость  в реабилитационных  мероприятиях,  заключение об этом
   оформляется   в виде  программы  реабилитации,   где  определяются
   конкретные  виды,   формы  и объемы  необходимых  реабилитационных
   мероприятий.
       Оплата расходов на реабилитационные мероприятия производится в
   порядке,  установленном  Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации  от  28  апреля  2001 года N 332 "Об утверждении порядка
   оплаты  дополнительных  расходов  на  медицинскую,   социальную  и
   профессиональную   реабилитацию  лиц,   пострадавших  в результате
   несчастных    случаев    на    производстве    и  профессиональных
   заболеваний".
       Так, оплата расходов на приобретение дополнительных лекарств и
   изделий  медицинского  назначения,   протезирование  и обеспечение
   приспособлениями,    необходимыми   пострадавшему   для   трудовой
   деятельности и в быту, производится Фондом социального страхования
   Российской   Федерации   за   счет  средств,   предусмотренных  на
   осуществление  обязательного социального страхования от несчастных
   случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
       С  учетом  изложенного  применение  пунктов  30,  31 Временных
   критериев не нарушает прав граждан на обеспечение по страхованию.
       В этой связи являются необоснованными доводы заявителей о том,
   что нормативный акт Министерства труда России в оспариваемой части
   противоречит  статьям  19  и 39  Конституции  РФ,  статьям  4 и 16
   Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном страховании от
   несчастных    случаев    на    производстве    и  профессиональных
   заболеваний",  статьям 1064, 1068, 1084, 1085 Гражданского кодекса
   РФ,   Правилам   установления   степени   утраты  профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных заболеваний.
       По  указанным  выше  основаниям  суд  не может согласиться и с
   утверждением Кознова В.В.  о противоречии пунктов 30, 31 Временных
   критериев статьям 22 и 25 Всеобщей Декларации прав человека.
       Несостоятельна  ссылка  и на то,  что пункты 30,  31 Временных
   критериев не соответствуют пунктам 4, 14, 16, 22, 27, 30 Положения
   о    расследовании    и   учете    профессиональных   заболеваний,
   утвержденного  Постановлением  Правительства РФ от 15 декабря 2000
   года N 967.
       Перечисленные   Козновым  В.В.   пункты  Положения  определяют
   понятие "профессионального заболевания",  порядок диагностирования
   профессионального   заболевания  и расследования  обстоятельств  и
   причин его возникновения.
       В  оспариваемых  же  пунктах 30 и 31 Временных критериев,  как
   указано  выше,   определяется  порядок  установления  учреждениями
   медико-социальной   экспертизы   степени  утраты  профессиональной
   трудоспособности  лиц,  вышедших  на  пенсию и не имевших в период
   трудовой  деятельности  утраты  заработка  в результате несчастных
   случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Как  видно  из  письменных  отзывов  по делу Минтруда России и
   Фонда  социального  страхования  Российской Федерации,  а также из
   объяснений  в судебном заседании их представителей,  Кирдяеву В.В.
   по  последствиям несчастного случая на производстве с 1972 года по
   1974  год  устанавливалось  30  процентов  утраты профессиональной
   трудоспособности    с  ежегодным   переосвидетельствованием.    На
   очередное  переосвидетельствование  во  ВТЭК  (в настоящее время -
   учреждения  медико-социальной экспертизы) для  определения степени
   утраты  профессиональной  трудоспособности  он не явился.  Работал
   дежурным  слесарем,  аппаратчиком,  в 1988 году вышел на пенсию по
   старости.
       В  связи с тем,  что нормы пункта 31 Временных критериев могут
   быть  применены  в отношении граждан,  у которых в период трудовой
   деятельности  не  было  утраты профессиональной трудоспособности в
   результате  несчастных  случаев на производстве и профессиональных
   заболеваний,  а  у Кирдяева  В.В.,  как  признали заинтересованные
   лица,  имелась  утрата  профессиональной трудоспособности в период
   трудовой   деятельности   в  результате   несчастного   случая  на
   производстве, нормы пункта 31 Временных критериев на Кирдяева В.В.
   не распространяются.
       В  отношении  его действует общий порядок установления степени
   утраты профессиональной трудоспособности,  исходя из оценки потери
   способности  или возможности продолжать выполнять профессиональную
   деятельность.
       Оставление    без   удовлетворения   решением   Южноуральского
   городского  суда  от 31 октября 2002 года жалобы Кирдяева В.В.  на
   действия  учреждения  медико-социальной  экспертизы  не лишает его
   права   обжаловать   это   решение   в  установленном  Гражданским
   процессуальным кодексом РФ порядке.
       Таким  образом,   издавая  Временные  критерии  в оспариваемой
   заявителями   части,   Минтруд   России   действовал   в  пределах
   полномочий,  предоставленных  Правительством Российской Федерации.
   Нормативный  акт  согласован с заинтересованными органами,  прошел
   государственную регистрацию,  опубликован в официальной печати,  в
   оспариваемой части не противоречит действующему законодательству и
   прав граждан, в том числе заявителей, не нарушает.
       Руководствуясь статьями 194 - 199,  253 ГПК РФ,  Верховный Суд
   Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Кирдяева Василия Владимировича о признании пункта 31
   Временных  критериев  определения  степени утраты профессиональной
   трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и
   профессиональных    заболеваний,    утвержденных    Постановлением
   Министерства  труда и социального развития Российской Федерации от
   18 июля 2001 года N 56, недействительным (незаконным) оставить без
   удовлетворения;

       заявление  Кознова  Владимира  Васильевича о признании пунктов
   30,    31   Временных   критериев   определения   степени   утраты
   профессиональной  трудоспособности в результате несчастных случаев
   на   производстве  и профессиональных  заболеваний,   утвержденных
   Постановлением    Министерства   труда   и  социального   развития
   Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56,  недействительными
   (незаконными) оставить без удовлетворения.

       На  решение  суда  может  быть  подана кассационная жалоба,  а
   прокурором,  участвующим в деле, может быть принесено кассационное
   представление  в течение  10  дней со дня принятия решения судом в
   окончательной форме.
   
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.А.КОЛЫЧЕВА

4

http://www.rg.ru/2007/04/18/sud-doc.html

Решение Верховного Суда

    * Опубликовано 17 апреля 2007 г.
    * Вступает в силу: 16 февраля 2007 г.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную сил пункт 5 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, в редакции приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 мая 2005 г. N 329, в части слов "или иной,
равноценной ей по квалификации и оплате, а также возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе
"
.

Решение суда вступило в законную силу 16 февраля 2007 г.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Мед.осмотры. Проф.заболевания. Произв.травма » Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний