Решение по жалобе К. об обжаловании ответа руководителя


РЕШЕНИЕ

                                  Именем Российской  Федерации

09.02.2010года                                                                                     с.Пестравка

                  Пестравский  районный суд Самарской области в составе:

Председательствующего  Бачеровой Т.В.,

При секретаре  Семеновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе К.  об обжаловании ответа руководителя комитета по вопросам семьи, материнства и детства                                             

У С Т А Н О В И Л :

К. обратилась в суд  с жалобой  на ответ руководителя комитета по вопросам  семьи материнства и детства  по тем основаниям, что  она является  приемным родителем  круглых сирот П. на основании постановления № 624 от 15.09.2006 г.  главы Пестравского района  и договора № 100 и 101 о помещении  ребенка , оставшегося  без попечения  родителей в приемную семью. Ее приемные  дети  получают  ежемесячные пособия на содержание в размере 4665 руб. , что  ниже  прожиточного  минимума  в Самарской области, более того  в связи с изменениями, внесенными  Постановлением Правительства Самарской области  от 06.10.2009 г. № 571 действие пункта  ( об индексации)  приостановлено до 01.01.2013 г. Жизнь дорожает и средств (пособие  на содержание )  для обеспечения достойного  уровня  жизни  ее приемных  детей  не  хватает. Ее  подопечные  получают  также  ежемесячно  пенсию  по потере кормильца и  ежемесячную доплату  на  проезд. В связи с  принятием Федерального закона «Об опеке  и попечительству»  от 24.04.2008 г. № 48 -ФЗ  внесены изменения  в ст. 37 п. 1 (убран абзац  о предварительном разрешении  пользования доходами  подопечного). Он  перенесен  в  Федеральный закон  об опеке  и  попечительстве в гл. 4  Правовой  режим  имущества  подопечных  ст. 17 , ст. 19 ст. 21 п. 2,3 и  закреплен  в Постановлении  Правительства  РФ от 18.05.2009 г. № 423  « Об  отдельных вопросах  осуществления  опеки и попечительства в отношении  несовершеннолетних  граждан п. 3 (л)  и п. 10 . Для  защиты законных  интересов ее  приемных детей , в целях  удовлетворения  их нужд, она  как законный представитель обратилась  в орган опеки и попечительства к руководителю Ф.  с заявлением  на что  получила отказ . На основании  вышеизложенного  она считает , что  своими  действиями руководитель  органа опеки и попечительства  наносит вред  законным интересам (право на достойную жизнь) ее  подопечным  П.  в ее лице, как законного представителя. Просит суд  признать ответ  руководителя  комитета по вопросам  семьи, материнства  и детства  Ф. незаконным, обязать  руководителя  комитета по вопросам семьи, материнства и детства  исполнить свои обязанности  и выдать ей  предварительное разрешение  органа опеки и попечительства  о распоряжении доходами  от имени  ее  подопечных  (приемных детей)     П. 

          Определением судьи от 02.02.2010г. в качестве заинтересованных лиц привлечены приемный родитель К. и администрация муниципального района Пестравский.

          В судебном заседании заявитель К., выступающая  от своего имени и по доверенности от имени К. поддержала свое заявление,  дала пояснения, аналогичные изложенным, дополнив , что обращается в суд в защиту своих приемных несовершеннолетних детей , поскольку 11.01.2010г. она обратилась с заявлением  о выдаче предварительного разрешения  на получение и расходование денежных средств своих подопечных детей в орган опеки и попечительства к Ф. Однако 27.01.2010г.получила отказ  Ф.  в выдаче разрешения. В данном отказе  Ф. предлагает ей указать конкретные нужды приемных детей и конкретную сумму. Однако она считает данное требование незаконным, поскольку орган опеки и попечительства не вправе требовать уточнения и конкретизации данных вопросов, поскольку  это превышает их полномочия и унижает ее данным недоверием. Она не знает какую конкретно сумму ей необходимо и не может уточнить на какие конкретно нужды, кроме указанных ей в заявлении ,однако желает, чтобы ей было выдано единовременное предварительное разрешение  на распоряжение доходами подопечных сроком на 1год на распоряжение  доходами подопечных не менее 30 000руб. на каждого ребенка, находящихся на их счетах. Кроме того, Ф. нарушен срок рассмотрения ее заявления, поскольку ст.21 ФЗ «Об опеке и попечительства» предусмотрен 15-дневный срок рассмотрения данного заявления. Однако до настоящего времени  орган опеки и попечительства не рассмотрел по существу ее заявление. Просит признать в этой части бездействие  Ф. незаконным и обязать ее устранить данные нарушения закона.

              Заинтересованное лицо руководитель комитета по вопросам семьи материнства и детства МР Пестравский Ф. считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку 11.01.2010г. К. обратилась к ней с вышеуказанным заявлением. Однако отказа в выдаче разрешения  ей органом опеки и попечительства не выдавалось. Данное заявление К. остается нерассмотренным по существу до настоящего времени, поэтому она согласна с нарушением срока его рассмотрения, согласна с необходимостью его рассмотрения.  27.01.2010г. К. было направлено промежуточное письмо, которым рекомендовано  уточнить на какие конкретно нужды она испрашивает разрешение  и какая сумма ей необходима. Поскольку  без указания этих данных она не может решить вопрос  о снятии денежных средств со счетов . Она несет ответственность за каждого приемного ребенка  и в интересах детей  К. предложено уточнить вышеуказанные данные, хотя каких-либо требований закона в этом плане нет. Считает, что данным письмом права К. не нарушены, поскольку после уточнения своих требований, орган опеки и попечительства решит данный вопрос по существу. 

              Заинтересованное лицо представитель администрации МР Пестравский в судебное заседание не явился, о времени слушания жалобы извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие.

                  Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает жалобу К. подлежащей удовлетворению частично  по тем основаниям, что судом установлено  и следует из постановления главы Пестравского района  от 15.09.2006г. и договора №100 о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью, заключенного между К. и органом опеки и попечительства Пестравского района   об образовании приемной семьи  К., которые принимают на воспитание приемных детей П. Орган опеки и попечительства через отдел по вопросам семьи ,материнства и детства  осуществляет систематический контроль за условиями проживания, воспитания, развития и здоровьем ребенка, расходованием средств, выделяемых на содержание ребенка. Согласно ст. 152 СК РФ (в ред. от 30.06.2008) приемной семьей  признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями на срок,указанный в данном договоре. К отношениям, возникающим  из договора о приемной семье, применяются положения гл.20 СК РФ(опека и попечительство над детьми).В соответствии с ч.1 ст.  37 ГК РФ  доходы подопечного, в том числе суммы алиментов , пенсий,пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному  от управления его имуществом,за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются  опекуном или попечителем в интересах подопечного и с предварительного  разрешения органа опеки и попечительства. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. От 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (Принят ГД ФС РФ 11.04.2008) органы опеки и попечительства дают опекунам  и попечителям разрешения и обязательные  для исполнения указания  в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных. Согласно ст.21 вышеуказанного ФЗ предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренные  ч.1 и 2  данной статьи или отказ в выдаче такого разрешения должны быть представлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения, которые могут быть оспорены в судебном порядке. 

              Однако как видно из показаний сторон, заявления К. о выдаче ей предварительного разрешения о распоряжении доходами подопечных, принято руководителем комитета по вопросам семьи,материнства и детства 11.01.2010г. и на сегодняшний момент не рассмотрено по существу, то есть К. не представлено ни предварительного разрешения ,ни отказа в разрешении на распоряжение доходами несовершеннолетних, что является нарушением вышеуказанного ФЗ о сроках рассмотрения данного заявления и нарушает права заявителя. Поэтому суд считает необходимым признать бездействие руководителя комитета по вопросам семьи,материнства и детства в части  не рассмотрения в установленный законом срок заявления К. на выдачу ей предварительного разрешения на использование денежных средств подопечных  -  незаконным. В соответствии  со ст. 258 ч.1 ГПК РФ, ст. 206 ч.2 ГПК РФ  обязать орган опеки и попечительства администрации Пестравского района  рассмотреть данное заявление по существу  с предоставлением К. письменного предварительного разрешения ,либо отказа  в выдаче такого разрешения, в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

               В части признания  незаконным ответа руководителя комитета по вопросам семьи,материнства и детства от 27.01.2010г. и обязании выдать К. предварительное разрешение  о распоряжении доходами  от имени ее подопечных  ,суд считает необходимым в  заявлении К. в соответствии со ст. 258 ч.4 ГПК РФ  отказать, поскольку  судом установлено, что рекомендации руководителя комитета по вопросам семьи, материнства и детства , изложенные в письме от 27.01.2010г.о предоставлении К.  сведений о конкретизации нужд приемных детей и необходимой для этого суммы не противоречат закону, не выходят за пределы полномочий руководителя комитета по вопросам семьи ,материнства и детства, действующего от имени органа опеки и попечительства,  направлены на защиту интересов детей, поскольку в соответствии со ст. 8 ч.1 п.4,6,11 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов опеки и попечительства  относятся осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей,выдача в соответствии с данным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных,проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями  прав и законных интересов подопечных,обеспечения сохранности  их имущества, а также исполнение опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав  и исполнению обязанностей в соответствии с ч.4 ст.15 данного ФЗ, что предусмотрено также ст.24 ч.2 данного ФЗ. Суд считает, что никаких прав и свобод К. и ее приемных детей данным письмом нарушено не было. При предоставлении ей испрашиваемых сведений, орган опеки и попечительства администрации МП Пестравский  сможет определить нуждаемость приемных детей в приобретении конкретных  ТМЦ, разумность их приобретения, размер денежных средств, необходимых для этих целей, тем самым осуществить надзор за деятельностью приемных родителей и принять решение о целесообразности выдачи  или отказе в выдаче предварительного разрешения  о распоряжении доходами несовершеннолетних.

             По вышеуказанным основаниям суд не может принять во внимание доводы К. о том, что ей было отказано в выдаче предварительного разрешения о распоряжении доходами несовершеннолетних подопечных и иные доводы заявителя в этой части и считает необходимым в остальной части заявления  К. отказать.     

            На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.13,67, 194-198,258 ГПК РФ,

суд

                                      Р Е Ш И Л :

        Заявление К.  об обжаловании ответа руководителя комитета по вопросам семьи ,материнства и детства Ф. удовлетворить частично: признать бездействие  руководителя комитета по вопросам семьи,материнства и детства в части  не рассмотрения в установленный законом срок заявления К. на выдачу ей предварительного разрешения на использование денежных средств подопечных  -  незаконным.

        Обязать орган опеки и попечительства администрации муниципального  района Пестравский   рассмотреть данное заявление по существу  с предоставлением К. письменного предварительного разрешения ,либо отказа  в выдаче такого разрешения, в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

             В части признания  незаконным ответа руководителя комитета по вопросам семьи, материнства и детства от 27.01.2010г. и обязании руководителя комитета по вопросам семьи, материнства и детства  выдать К. предварительное разрешение  о распоряжении доходами  от имени ее подопечных  отказать.

       Мотивированное решение суда составлено 11.02.2010г. Срок на обжалование решения с 12.02.2010г.

        Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд  через Пестравский районный суд в течении 10 дней.

Судья  Пестравского районного суда                                                  Бачерова Т.В