Форум по медицинскому праву: медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская экспертиза

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Несчастный случай на производстве

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://www.profiz.ru/kr/4_2006/1313/

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ1

А.Б. Демин, начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

Комиссия, проводившая расследование, отказала заявителю в составлении акта формы Н-1, сославшись на отсутствие доказательств происшествия несчастного случая. Правильно ли она поступила?

Нет, неправильно. Задача комиссии при расследовании несчастного случая — собрать доказательства, подтверждающие или опровергающие факт несчастного случая на производстве.

В данном случае комиссия должна аргументировать, почему она пришла к выводу, что несчастного случая на производстве не было, и привести доказательства, подтверждающие такой вывод.

Какова роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве?

Положением (ТК РФ) предусматривается участие в расследовании несчастного случая представителя профсоюзного органа организации. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае (по Схеме определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве) работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социального развития РФ, обязан направить извещение также в территориальное объединение профсоюзов, представитель которого включается в состав комиссии и участвует в расследовании.

О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель извещает в числе других и соответствующий профсоюзный орган.

Кроме того, комиссия по расследованию группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом формирует документы (материалы), включающие и представления профсоюзной инспекции труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда, выданных ранее на данном производстве (объекте), что является дополнительной формой контроля за их выполнением.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматривает работодатель с участием профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

При определении степени вины пострадавшего рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Кроме того, ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» профессиональным союзам в лице их соответствующих органов предоставлено право осуществлять самостоятельное расследование несчастных случаев на производстве.


Является ли критерием оценки работы инженера по охране труда состояние производственного травматизма в организации?

Каждый несчастный случай на производстве обусловлен конкретными нарушениями правил охраны труда, следовательно, имеются и конкретные лица, допустившие эти нарушения. Что касается инженера по охране труда, то в каждом отдельном случае нужно самым внимательным образом определять, есть ли какая-то доля его вины, например, он знал о систематическом нарушении требований безопасности на рабочем месте, где произошел несчастный случай, но не принял необходимых мер по устранению этих нарушений.

Оценивать работу инженера по охране труда следует за дело, а не за должность. Это в равной степени относится и к оценке работы государственного инспектора труда.

В соответствии с заключением государственного инспектора труда несчастный случай квалифицирован как не связанный с производством. Какой в таких случаях порядок оформления акта произвольной формы?

Данный вопрос Положением (ТК РФ) прямо не регулируется. На наш взгляд, здесь необходимо поступать в соответствии с п. 31 Положения, который устанавливает, что акты формы Н-1 по несчастным случаям на производстве, расследование которых проводилось без образования комиссии (пп. 16 и 20 (второй абзац), 25 и 38 Положения), оформляет работодатель (его представитель) или уполномоченное им лицо на основании и в соответствии с заключением, составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследование несчастного случая, о чем в акте формы Н-1 делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии).

Оформление акта произвольной формы производится в соответствии с формой, утвержденной Минтрудом России для группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (форма 4). В таких случаях этот акт должен утверждаться работодателем и заверяться печатью организации.

В каком количестве экземпляров составляется акт произвольной формы? Имеет ли пострадавший (в случае смерти — его родственники) право на получение акта произвольной формы?

В соответствии с п. 26 Положения акт произвольной формы составляет комиссия, проводившая расследование несчастного случая, в двух экземплярах. Акты произвольной формы подписывают все члены комиссии. Их подписи заверяются печатью организации или акт утверждает работодатель и его подпись заверяется печатью.

Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая обязан выдать один экземпляр акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом — доверенным лицам пострадавшего (по их требованию).

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования работодатель (юридическое или физическое лицо) хранит в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследований председатель комиссии направляет в соответствующую государственную инспекцию труда.

Некоторые государственные инспекторы труда при проведении расследования требуют от работодателя представления справки о заработке пострадавшего за 12 месяцев работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве. Этот документ не поименован в ст. 229 ТК РФ. Правомерно ли требование инспектора о предоставлении такой справки?

Да, правомерно. Это делается исключительно в интересах пострадавшего или членов его семьи.

Конкретный объем (состав) материалов расследования определяет председатель комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого расследуемого происшествия.

Включение в состав материалов расследования справки о заработке пострадавшего преследует цель избавить его (или членов его семьи) от лишних хлопот по сбору таких сведений в организациях, в которых в расчетный период работал пострадавший, в случае постоянной утраты профессиональной трудоспособности (или смерти) при решении вопроса об обеспечении по страхованию.

Еще труднее самому пострадавшему собирать справки о заработке, если потеря профессиональной трудоспособности наступила через несколько лет после несчастного случая.

Наличие такой справки в материалах расследования несчастного случая избавит пострадавшего от излишних хлопот при получении этих сведений в организациях, которые ко времени обращения могут уже прекратить свое существование.

Что писать в разделах акта «Обстоятельства несчастного случая» и «Причины несчастного случая», если очевидцев несчастного случая со смертельным исходом не было и существует несколько версий гибели работника, включая криминальную?

Вначале рассмотрим некриминальную версию гибели работника. В практике расследования несчастных случаев на производстве не так уж и редки ситуации, когда нет непосредственных очевидцев происшествия несчастного случая с работником. Это значительно затрудняет установление обстоятельств и причин несчастного случая, особенно если он со смертельным исходом.

Исходя из требований, предъявляемых к содержанию акта о расследовании несчастного случая, в нем приводятся только те факты, которые установлены комиссией в ходе расследования. Заполнение соответствующих разделов акта должно производиться только на основании документов (журналов регистрации инструктажей, личной карточки по форме Т-2, протоколов опросов очевидцев, постановлений (решений) правоохранительных органов и др.), формируемых в ходе расследования.

Комиссия при расследовании несчастного случая устанавливает, что предшествовало несчастному случаю, кто выдал задание и руководил производством работ, как протекал процесс труда, какие действия выполняли пострадавший и другие работающие с ним лица и т. д., причем устанавливает события почти по минутам до того момента, когда пострадавший исчез из поля зрения окружающих. Выясняет обстоятельства, при которых он был обнаружен.

Выводы комиссии при этом не должны быть предположительного характера, в них нет места домыслам и сомнительным утверждениям, они должны быть изложены в утвердительной форме и свидетельствовать о том, что события развивались именно так, а не иначе.

В соответствии со ст. 229 ТК РФ и п. 23 Положения на основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай, не связанный с производством.

В данном случае комиссии следует руководствоваться также ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, в которой говорится, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу, а также ч. 2 п. 15 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и ч. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Исходя из этих правовых актов применительно к данному конкретному несчастному случаю следует, что комиссия при отсутствии доказательств и невозможности их получения всегда должна толковать события в пользу пострадавшего.

Если комиссия не установила обстоятельства и причины несчастного случая, то, следовательно, она не может квалифицировать его как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, не может определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, не может выработать мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев и в итоге не может оформлять акт о расследовании несчастного случая. Это означает, что комиссия не выполнила свое предназначение, установленное Положением (ТК РФ).

Как правило, всегда можно найти очевидцев и на основании их показаний максимально приблизиться по времени к самому факту несчастного случая, неизвестные подробности которого не мешают комиссии сделать выводы и дать оценку происшествия.

Следует понимать, что комиссия ведет расследование, а не следствие, у нее одна из основных задач — определить, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности и квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Безусловно, для этих целей подробности происшествия и его причины очень важны, но во многих случаях можно обойтись и без них, бывает достаточно «укрупненных причин», соответствующих текстовой части классификатора причин, например несовершенство или нарушение технологического процесса, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и территории, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неприменение средств индивидуальной защиты и т. д.

Таким образом, при квалифицированном расследовании несчастного случая у комиссии всегда имеется достаточно сведений для заполнения соответствующих разделов акта, в том числе разделов «Обстоятельства несчастного случая» и «Причины несчастного случая».

Но если нет очевидцев и причину гибели пострадавшего комиссии установить не удается или существует много не подтверждаемых вещественными доказательствами версий, то в таких случаях комиссия делает вывод: «Обстоятельства и причины несчастного случая не установлены», после чего их выяснение будет находиться в компетенции правоохранительных органов. В таком случае решение о составлении акта принимается комиссией только после получения официального постановления (решения) правоохранительного органа.

До получения указанного постановления (решения) оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.

Теперь рассмотрим криминальную версию гибели работника. В соответствии со ст. 228 ТК РФ о каждом тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом с работником работодатель обязан сообщить в прокуратуру. В случае предполагаемой криминальной версии гибели работника работодателю или председателю комиссии необходимо инициировать расследование правоохранительными органами данного факта. В этих целях следует дополнительно письменно обратиться в правоохранительный орган с просьбой выдать официальное постановление (решение) с квалификацией указанного происшествия. Еще лучше, когда с такой же просьбой в правоохранительный орган обратятся также родственники погибшего.

Гибель работника может наступить либо при совершении самим пострадавшим действий, которые содержат признаки уголовного правонарушения, либо в результате уголовного преступления, совершенного другими лицами.

В обоих случаях решение о квалификации несчастного случая принимается комиссией с учетом официального постановления (решения) правоохранительных органов, квалифицирующих данные уголовные правонарушения. До получения указанного постановления (решения) председателем комиссии оформление материалов расследования временно приостанавливается.

Комиссии по расследованию несчастного случая не следует подменять правоохранительные органы по квалификации действий пострадавшего или других лиц, содержащих признаки уголовного правонарушения.

В остальном порядок расследования несчастного случая и оформления его результатов такой же, как и в случае некриминальной версии гибели работника. При этом следует учитывать, что каждый конкретный несчастный случай требует индивидуального подхода к установлению обстоятельств и причин его происшествия.

Акт о расследовании несчастного случая, в соответствующих разделах которого имеется запись: «Обстоятельства и причины несчастного случая не установлены», не является надлежаще оформленным юридическим документом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Почему для оформления акта произвольной формы должна применяться форма, утвержденная Минтрудом России (форма 4)? Какой же тогда это акт произвольной формы?

В соответствии с ранее действовавшим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве уже в самом наименовании акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом содержалась квалификация несчастного случая как несчастного случая на производстве, т.е. по этой форме можно было составлять только акты о несчастных случаях, происшедших на производстве.

Утвержденная Минтрудом России форма акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (форма 4) не содержит квалификации несчастного случая в его наименовании, поэтому эту форму можно применять для оформления любых несчастных случаев, расследование которых проводилось комиссией в порядке, установленном Положением (ТК РФ). Квалификация несчастного случая делается в соответствующем разделе акта (пункт 7 «Квалификация и учет несчастного случая»), в котором излагается решение лиц, проводивших расследование несчастного случая, о квалификации несчастного случая со ссылками на статьи ТК РФ и пункты Положения.

Как показала практика, некоторые работодатели и специалисты по охране труда понимают акт произвольной формы как документ, который составляется по усмотрению комиссии. В результате допускаются принципиальные ошибки при квалификации несчастных случаев, поэтому возникла необходимость в регулировании содержания акта.

Форма акта, утвержденная Минтрудом России (форма 4), отвечает всем необходимым требованиям, поэтому несчастный случай, не связанный с производством, или несчастный случай, не подпадающий под действие Положения (ТК РФ), расследование которых проводилось комиссией в порядке, установленном Положением (ТК РФ), должны оформляться актом формы 4. Это служит целям улучшения качества расследования.

На мой взгляд, тот, кто недоволен таким порядком оформления результатов расследования несчастных случаев, не связанных с производством, или несчастных случаев, не подпадающих под действие Положения (ТК РФ), не заинтересован в качественном проведении расследования.

Под «сокрытым несчастным случаем» некоторыми государственными инспекторами труда понимается несчастный случай, о котором не было сообщено работодателем в соответствующие органы и организации в сроки, установленные ст. 229 ТК РФ (в течение суток). Значит ли это, что такой несчастный случай инспектор вправе расследовать самостоятельно, а не совместно с комиссией?

Если извещение о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом не направлено в указанные в ст. 228 ТК РФ органы и организации в установленный срок, то это является не только нарушением законодательства о труде, за которое предусмотрена соответствующая ответственность, но и одновременно основанием для квалификации данного правонарушения и действий работодателя как сокрытие несчастного случая. Это в соответствии с требованиями ст. 230 ТК РФ обусловливает возможность проведения особой процедуры расследования данного несчастного случая: без формирования комиссии, когда расследование проводится должностными лицами государственной инспекции труда с привлечением (при необходимости) профсоюзных инспекторов труда и представителей государственных органов надзора и контроля.

Если работодатель по объективным причинам не уложился в сроки, определенные Положением (ТК РФ) для извещения о происшедшем несчастном случае, но сам сообщил о нем, или не известил только отдельные органы и организации, то данный несчастный случай не считается сокрытым и расследуется комиссией. За несвоевременное извещение о несчастном случае или за неизвещение только отдельных органов и организаций государственный инспектор труда может применить соответствующие санкции к виновным в пределах своих полномочий.

Не слишком ли усложнен и бюрократизирован рекомендованный порядок определения и документального оформления степени вины застрахованного в случае установления факта грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью? Разве не достаточно указания степени вины застрахованного в соответствующем разделе акта о расследовании несчастного случая, который подписывается лицами, принимавшими в нем участие?

Заполнение соответствующих разделов (пунктов) акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве или акта формы 4 производится на основании документов (материалов), подготовленных (собранных) комиссией в ходе расследования несчастного случая.

В ст. 229 ТК РФ указан перечень документов, формируемых в ходе расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом. В соответствии с п. 22 Положения указанный перечень является примерным. Конкретный объем (состав) материалов определяет председатель комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого расследуемого несчастного случая.

Ни у кого не вызывает сомнения, что дата проведения вводного инструктажа должна быть подтверждена выпиской из журнала регистрации вводного инструктажа, характер полученных повреждений — заключением лечебно-профилактического учреждения здравоохранения, обстоятельства несчастного случая — объяснениями очевидцев и должностных лиц и т.д. Почему этот принцип не хотят применять при внесении сведений о степени вины застрахованного в соответствующий раздел (пункт) акта формы Н-1 или формы 4? Эти сведения также должны подтверждаться соответствующими документами: протоколом заседания комиссии о предварительном установлении степени вины застрахованного с обоснованием сделанных выводов; заключением профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации; постановлением (решением) комиссии об окончательном размере (величине) степени вины застрахованного, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Существующая в некоторых организациях практика, когда сначала заключение о степени вины застрахованного дает не комиссия, а профсоюзный или иной уполномоченный застрахованным представительный орган, противоречит функции общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Профсоюзному или иному уполномоченному застрахованным представительному органу нельзя быть инициатором заключения о степени вины застрахованного.

Сначала к выводу о наличии факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, должна прийти комиссия по расследованию данного несчастного случая, причем инициатором этого, как правило, является представитель работодателя либо ФСС РФ в комиссии.

Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой или же относится к простой неосмотрительности, в каждом конкретном случае должен решаться в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности пострадавшего, обстоятельств причинения вреда и т.п.). В частности, в соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3 грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда.

Затем комиссия инициирует рассмотрение вопроса о степени вины застрахованного профсоюзным или иным уполномоченным застрахованным представительным органом и только после получения их заключения может принимать постановление (решение).

Здесь можно провести аналогию между порядком установления степени вины застрахованного и привлечением должностных лиц к административной ответственности.

Прежде чем привлечь должностное лицо к административной ответственности (оштрафовать), необходимо составить акт (протокол) о нарушении правил и норм охраны труда и взять объяснение у лица, допустившего эти нарушения.

На основании акта, с соблюдением определенной процедуры, государственный инспектор труда принимает постановление о наложении штрафа. И акт, и постановление в обязательном порядке направляются оштрафованному.

Сложная процедура привлечения должностных лиц к административной ответственности установлена для того, чтобы штрафы не налагались под действием сиюминутных настроений; не нарушалось законодательство и штрафы налагались только на должностных лиц, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному соблюдению установленных правил и норм охраны труда, но не делают этого; имелось время для обоснования государственным инспектором труда принятого решения соответствующими статьями и положениями законодательства об охране труда.

Если при расследовании страхового случая комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 %.

Упрощение процедуры установления степени вины застрахованного может привести к ошибкам в оценке событий.

Если в материалах расследования несчастного случая отсутствуют документы, обосновывающие законность установления степени вины застрахованного, в суде можно оспорить решение комиссии. В настоящее время обращения застрахованных в суд по таким вопросам нечасты.

Во время обеденного перерыва на голову работника, находящегося в санитарно-бытовом помещении предприятия, упали часы, висевшие на стене много лет, в результате работник получил травму головы. Несчастный случай был квалифицирован как связанный с работой и оформлен актом произвольной формы. Фондом социального страхования РФ данный несчастный случай с работником признан нестраховым случаем. Правомерны ли такие действия работодателя и ФСС РФ?

Несчастный случай должен квалифицироваться как несчастный случай на производстве и оформляться актом формы Н-1, так как он произошел с работником в результате действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем (нахождением в санитарно-бытовом помещении во время обеденного перерыва).
При наличии акта формы Н-1 данный несчастный случай на производстве является страховым случаем, так как он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при работе в организации по трудовому договору).

("Кадровые решения" №4 2006) #1313

2

http://www.niiot.ru/doc/doc085/doc_002.htm

Форма акта несчастного случая на производстве Н-1

Форма 2

Форма Н-1

Один экземпляр направляется пострадавшему
или его доверенному лицу

                    УТВЕРЖДАЮ

(подпись, фамилия, инициалы работодателя (его представителя)

«



»



200



г.

                     Печать

АКТ №


о несчастном случае на производстве

1. Дата и время несчастного случая




(число, месяц, год и время происшествия несчастного случая,

количество полных часов от начала работы)

2. Организация (работодатель), работником которой является (являлся) пострадавший

(наименование, место нахождения, юридический адрес, ведомственная и отраслевая

принадлежность (ОКОНХ основного вида деятельности); фамилия, инициалы работодателя —

физического лица)

Наименование структурного подразделения


3. Организация, направившая работника


(наименование, место нахождения, юридический адрес, отраслевая принадлежность)

4. Лица, проводившие расследование несчастного случая:


(фамилия, инициалы, должности и место работы)

5. Сведения о пострадавшем:

фамилия, имя, отчество


пол (мужской, женский)


дата рождения


профессиональный статус


профессия (должность)


стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай



,


(число полных лет и месяцев)


в том числе в данной организации





(число полных лет и месяцев)

6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда

Вводный инструктаж

(число, месяц, год)

Инструктаж на рабочем месте

(первичный, повторный, внеплановый, целевой)

(нужное подчеркнуть)


по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай




(число, месяц, год)


Стажировка: с                 «



»



200



г. по «



»



200



г.




(если не проводилась — указать)



Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный

случай с «



»



200



г.   по «



»



200



г.




(если не проводилось — указать)



Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел

несчастный случай





(число, месяц, год, № протокола)

7. Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай




(краткое описание места происшествия с указанием опасных и (или) вредных производственных

факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая)

Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю




(наименование, тип, марка, год выпуска, организация — изготовитель)

8. Обстоятельства несчастного случая




(краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, описание событий

и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения,

установленные в ходе расследования)





8.1. Вид происшествия




8.2. Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о

тяжести повреждения здоровья




8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения




(нет, да — указать состояние и степень опьянения в соответствии с заключением по

результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке)

8.4. Очевидцы несчастного случая




(фамилия, инициалы, постоянное место жительства, домашний телефон)


9. Причины несчастного случая





(указать основную и сопутствующие причины

несчастного случая со ссылками на нарушенные требования законодательных и иных

нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)









10. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:



(фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием требований законодательных,



иных  нормативных  правовых  и  локальных  нормативных актов, предусматривающих их



ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указанными в п. 9





настоящего акта; при установлении факта грубой неосторожности пострадавшего указать




степень его вины в процентах)



Организация (работодатель), работниками которой являются данные лица

(наименование, адрес)


11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки

Подписи лиц,
проводивших расследование несчастного случая


(фамилии, инициалы, дата)

3

               КЛАССИФИКАТОР
         ВИДОВ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПРИЧИН, ПРИВЕДШИХ К НЕСЧАСТНОМУ
                  СЛУЧАЮ, И ОБОРУДОВАНИЯ, ЯВИВШЕГОСЯ
                          ИСТОЧНИКОМ ТРАВМЫ

                                ПИСЬМО

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                          19 января 1996 г.
                              N ДВ-11/И

                                 (Д)

     Классификатор видов    происшествий   и   причин,   приведших   к
несчастному случаю,  и  оборудования,  явившегося  источником  травмы,
предназначен  для  заполнения акта о несчастном случае на производстве
по  форме  Н-1,  а  также  для   статистического   учета   и   анализа
производственных  травм,  происшедших на предприятиях и в организациях
воздушного транспорта.
     С введением  в действие настоящего Классификатора утрачивает силу
Классификатор, объявленный в письме МГА от 20.06.91 N 46.3-55.
     Настоящий Классификатор   разработан   на  основе  и  в  развитие
Классификатора,  утвержденного  постановлением  Минтруда   России   от
01.08.95  N  44  и объявленного в письме ДВТ от 05.09.95 N ДВ-6.1-122.
При этом кодовая часть отдельных показателей  Классификатора  Минтруда
России  дополнена  трех- или четырехцифровыми кодами (01.1.,  05.3 или
01.1.1.,  01.1.2 и др.),  которые уточняют некоторые  характерные  для
воздушного транспорта виды происшествия,  причины несчастных случаев и
типы оборудования.
     При заполнении акта о несчастном случае на производстве формы Н-1
и проведении анализа производственного  травматизма  следует  иметь  в
виду, что чаще всего несчастные случаи происходят по ряду причин, а не
по какой-либо одной,  при этом, учитывая специфику отрасли, может быть
указано  и  несколько  видов  происшествия,  приведших  к  несчастному
случаю.
     Например: авиатехник,   следуя   на   место   стоянки   с   целью
обслуживания самолета Ил-86,  был сбит движущимся  самоходным  трапом,
водитель   которого  из-за  неисправности  тормозов  не  смог  вовремя
остановиться,  к тому же водителем были нарушены правила  движения  по
аэродрому.
     Вид происшествия:
     1. Дорожно-транспортное  происшествие на территории предприятия -
01.1.
     2. С самоходными механизмами - 01.1.1.
     В акте Н-1 кодируется 01.1., 01.1.1.
     Причина:
     1. Нарушение правил дорожного движения - 06.
     2. Эксплуатация неисправных самоходных машин и механизмов 02.2.
     3. Недостатки профессиональной подготовки - 10.
     В акте Н-1 кодируется: 06., 02.2., 10.
     При ремонте  автомашины  АПК-10   на   ТО-2   автомеханик   из-за
отсутствия   съемника  установил  гайку  на  палец  цапфы  оси  левого
переднего колеса и ударом кувалды по  гайке  стал  выбивать  палец.  В
результате отскочившей гайкой получил травму глаза.

     Вид происшествия:
     1. Воздействие отскочивших  деталей,  осколков  от  оборудования,
инструмента и обрабатываемых материалов - 07.4.
     2. Повреждения   при   техническом   обслуживании    и    ремонте
спецтранспорта и средств механизации - 19.2.
     В акте Н-1 кодируется 07.4, 19.2.
     Причины:
     1. Необеспеченность  работающих  необходимым  технологическим   и
вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом - 07.5.
     2. Недостатки в обучении безопасным приемам труда - 10.
     3. Нарушение технологического процесса (преднамеренное) - 04.1.
     4. Неприменение средств индивидуальной защиты (при их наличии)  -
- 11.
     5. Пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда - 19.2.
     В акте Н-1 кодируется: 07.5., 10., 04.1., 11., 19.2.

                  1. Вид происшествия, приведшего к
                          несчастному случаю

     01. Дорожно-транспортное  происшествие  (столкновение,  съезд   с
дороги, опрокидывание, падение из кузова и т.д.)
     В том числе:
     01.1. Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятий
     В том числе:
     01.1.1. С самоходными механизмами
     01.1.2. Дорожно-транспортное  происшествие   по   вине   водителя
сторонней организации
     01.2. Дорожно-транспортное    происшествие     вне     территории
предприятия по вине водителя сторонней организации
     02. Дорожно-транспортное происшествие в  пути  на  работу  или  с
работы на транспорте предприятия
     03. Дорожно-транспортное происшествие на общественном транспорте
     04. Дорожно-транспортное происшествие на личном транспорте
     05. Падение пострадавшего с высоты
     В том числе:
     05.1. Падение с воздушных судов
     05.2. Падение в незакрытые люки воздушного судна
     05.3. Падение при выходе (входе) из воздушного судна и с бортовых
лестниц
     05.4. Падение с самолетных стремянок
     05.5. Падение с самоходных механизмов и спецмашин
     05.6. Падение с приставных лестниц
     05.7. Падение с подмостей, эстакад, цистерн, оборудования и т.п.
     05.8. Падение в осмотровую канаву,  канализационный колодец, яму,
открытые люки и т.д.
     06. Падение,  обрушение,  обвалы предметов,  материалов,  земли и
т.д.
     В том числе:
     06.1. Падение    предметов,   оборудования   и   материалов   при
погрузочно-разгрузочных работах и перемещении тяжестей
     06.2. Падение предметов и материалов при ремонтных и строительных
работах
     07. Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов,
деталей
     В том числе:
     07.1. Воздействие движущихся воздушных судов
     07.2. Воздействие  вращающихся  винтов  воздушных  судов  и струи
отработанных газов авиадвигателей, предметов, попавших в них
     07.3. Воздействие  движущихся  вращающихся  деталей оборудования,
механизмов и инструментов
     07.4. Воздействие отскочивших деталей,  осколков от оборудования,
инструмента и обрабатываемых материалов
     08. Поражение электрическим током
     В том числе:
     08.1. Поражение электрическим током при ремонте, профилактическом
осмотре и обслуживании электрооборудования электрическим персоналом
     08.2. Поражение     электрическим     током    при    работе    с
электрооборудованием (включение,  выключение и т.д.)  неэлектрического
персонала
     09. Воздействие экстремальных температур
     В том числе:
     09.1. Воздействие открытого огня
     09.2. Воздействие  нагретых  (охлажденных) поверхностей воздушных
судов,  оборудования,  деталей агрегатов,  инструмента; нагревательных
элементов и т.п.
     09.3. Воздействие   расплавленных   частиц   металла,    нагретых
жидкостей, газа, пара
     10. Воздействие вредных веществ
     В том числе:
     10.1. Отравление токсичными жидкостями при их употреблении
     10.2. Отравление  парами и пылью вредных веществ при попадании их
внутрь организма работника через дыхательные пути
     10.3. Воздействие  вредных  веществ  при  попадании  их на кожу и
органы зрения человека
     11. Воздействие ионизирующих излучений
     12. Физические (статические и динамические) перегрузки
     13. Нервно-психологические  нагрузки  (умственное перенапряжение,
перенапряжение   анализаторов,   монотонность   труда,   эмоциональные
перегрузки, утомление, стресс)
     14. Повреждение в результате контакта с животными,  насекомыми  и
пресмыкающимися
     15. Утопление
     16. Убийство
     17. Повреждения при стихийных бедствиях (в том числе  от  разряда
молнии)
     18. Повреждения в результате авиационных происшествий
     19. Прочие
     19.1. Повреждения  при   техническом   обслуживании   и   ремонте
воздушных судов
     19.2. Повреждения  при   техническом   обслуживании   и   ремонте
спецтранспорта и средств механизации
     19.3. Повреждения из-за поскальзывания,  спотыкания на территории
(на покрытии аэродромов, дорог, поверхности земли)
     19.4. Повреждения  на  борту  воздушного  судна  в   полете,   не
являющиеся следствием авиационного происшествия (например,  растяжение
связок у бортпроводницы в  результате  подворачивания  ноги  во  время
"болтанки"  воздушного судна или ожог,  полученный при разливе кипятка
во время полета)

                    2. Причины несчастного случая

     Организационные причины:
     03. Несовершенство технологического процесса
     В том числе
     03.1. Отсутствие   технологической  карты  и  другой  технической
документации на выполняемую работу
     07. Неудовлетворительная организация производства работ
     В том числе:
     07.1. Отсутствие    или    недостаточный    надзор   со   стороны
руководителей подразделения и специалистов за ходом выполнения работы
     07.2. Нарушения допуска к работам повышенной опасности
     07.3. Несогласованность   действий    исполнителей,    отсутствие
взаимодействия между службами
     07.4. Отсутствие или недостаточная механизация тяжелых, вредных и
опасных работ
     07.5. Необеспеченность работающих необходимым  технологическим  и
вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом
     07.6. Отсутствие должного надзора за  самоходными  механизмами  и
спецтранспортом   (в   части  исключения  допуска  посторонних  лиц  к
управлению ими)
     07.7. Отсутствие   контроля   за  состоянием  технологического  и
вспомогательного     оборудования,      своевременным      проведением
планово-предупредительных ремонта и осмотра, техническим обслуживанием
оборудования
     07.8. Отсутствие    технического    освидетельствования   зданий,
сооружений,  оборудования и т.д.  при  сдаче  их  в  эксплуатацию  или
проведении пусковых испытаний
     07.9. Отсутствие медицинского освидетельствования  (в  том  числе
проверки на употребление алкоголя)
     10. Недостатки в обучении безопасным приемам труда
     12. Неприменение     средств    индивидуальной    защиты    из-за
необеспеченности ими  работодателем  (в  том  числе  из-за  отсутствия
стирки, чистки, ремонта СИЗ и т.п.)
     22. Использование работающего не по специальности
     23. Прочие
     Технические причины:
     01. Конструктивные   недостатки,   несовершенство,  недостаточная
надежность машин, механизмов, оборудования
     В том числе:
     01.1. Воздушных судов
     01.2. Спец- и автотранспорта, самоходных машин и механизмов
     01.3. Станочного оборудования, механизмов и инструмента
     01.4. Вспомогательного    оборудования   (стремянок,   подмостей,
лестниц и т.п.)
     02. Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования
     В том числе:
     02.1. Воздушных судов
     02.2. Спец- и автотранспорта, самоходных машин и механизмов
     02.3 Станочного оборудования, механизмов и инструмента
     02.4. Вспомогательного   оборудования   (стремянок,    подмостей,
лестниц и т.п.)
     08. Неудовлетворительное содержание и  недостатки  в  организации
рабочих мест
     В том числе:
     08.1. Неудовлетворительные         показатели        микроклимата
(неблагоприятные метеорологические условия)
     08.2. Повышенная  концентрация  вредных веществ в воздухе рабочей
зоны
     08.3. Неудовлетворительная освещенность рабочего места
     08.4. Повышенный уровень шума и вибрации
     09. Неудовлетворительное     техническое     состояние    зданий,
сооружений, территории
     В том числе:
     09.1. Неудовлетворительное  состояние  территории  предприятий  и
организаций
     13. Неприменение средств коллективной защиты
     В том числе:
     13.1. От воздействия механических факторов
     13.2. От поражения электрическим током
     13.3. От воздействия химических и биологических факторов
     13.4. От экстремальных температур
     13.5. От    повышенных    уровней    излучений    (ионизирующего,
инфракрасного, электромагнитного, лазерного и т.д.)
     23. Прочие
     В том числе:
     23.1. Низкое качество и  неэффективность  средств  индивидуальной
защиты
     Психофизиологические причины:
     04. Нарушения технологического процесса (преднамеренные)
     В том числе:
     04.1. Использование  оборудования,  инструмента и материалов,  не
соответствующих технологии и виду выполняемых работ
     04.2. Неправильная эксплуатация оборудования, инструмента
     05. Нарушение  требований  безопасности  при  эксплуатации   тран
спортных средств
     06. Нарушение правил дорожного движения
     11. Неприменение средств индивидуальной защиты (при их наличии)
     19. Нарушение трудовой и производственной дисциплины

   В том числе:

     19.1. Невыполнение должностных обязанностей
     19.2. Пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда
     20. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения
     21. Нахождение пострадавшего в состоянии наркотического опьянения
     23. Прочие

     В том числе:

     23.2. Неосторожность, невнимательность, поспешность
     23.3. Утомление, физическое перенапряжение
     23.4. Растерянность,  неуверенность в своих силах,  недостаточный
опыт работы
     23.5. Внезапное нарушение  нормального  функционирования  органов
человека; возрастные особенности

               3. Оборудование, являющееся причинителем
                               травмы:

     Оборудование транспортное для перевозки грузов и пассажиров

     345. Электротранспорт  (кроме  средств  городского  транспорта  и
мотор-вагонных поездов)
     451. Автомобили
     452. Автомобили    специализированные.    Автобусы.   Автопоезда.
Автомобили-тягачи. Кузова-фургоны. Прицепы. Мотоциклы. Велосипеды.
     472. Тракторы
     Оборудование грузоподъемное и подъемно-транспортное
     315. Оборудование подъемно-транспортное (краны)
     316. Оборудование подъемно-транспортное (конвейеры)
     317. Оборудование    подъемно-транспортное    (кроме   кранов   и
конвейеров)
     В том числе:
     317.1. Электро- и автопогрузчики
     317.2. Самоходные пассажирские трапы
     317.3. Автолифты
     317.4. Самолетные подъемники
     317.5. Стремянки самолетные
     317.6. Лестницы бортовые
     317.7. Водила самолетные и средства буксировки
     317.8. Приставные лестницы, подмости и т.д.

    Оборудование, вырабатывающее,     передающее    и    потребляющее
электроэнергию

     311. Оборудование энергетическое
     312. Дизели и дизель-генераторы
     331. Машины электрические малой мощности
     332. Электродвигатели  переменного  тока мощностью от 0,25 до 100
кВт
     333. Электродвигатели переменного тока мощностью свыше 100 кВт
     335. Электродвигатели  крановые  и   машины   электрические   для
тягового оборудования
     336. Машины электрические постоянного тока
     337. Генераторы   переменного  тока.  Преобразователи,  усилители
электромашинные, электростанции и электроагрегаты питания
     341. Трансформаторы  и трансформаторное оборудование,  аппаратура
высоковольтная, силовая преобразовательная техника
     342. Аппараты электрические на напряжение до 1000 В
     343. Комплектные устройства на напряжение до 1000 В
     344. Оборудование    специальное   технологическое.   Шинопроводы
низкого напряжения
     345. Электрооборудование       для       электротранспорта      и
подъемно-транспортных машин
     346. Оборудование светотехническое и изделия электроустановочные.
Лампы электрические.  Изделия  бытового  назначения  и  хозяйственного
обихода
     348. Источники   тока    химические,    физические,    генераторы
электрохимические и термоэлектрические

                     Оборудование обрабатывающее

     381. Станки металлорежущие
     В том числе:
     381.1. Оборудование абразивное
     382. Машины кузнечно-прессовые
     383. Оборудование деревообрабатывающее
     385. Оборудование для гальванических покрытий изделий

                Оборудование, работающее под давлением

     364. Оборудование кислородное,  компрессорное,  для газопламенной
обработки металлов
     493. Оборудование   и   приборы   для   отопления   и    горячего
водоснабжения
     494. Топливо- и воздухопроводы, шланги

                         Прочее оборудование

     363. Насосы (центробежные, паровые и приводные поршневые)
     367. Оборудование  технологическое  и  аппаратура  для  нанесения
лакокрасочных покрытий
     386. Оборудование   для   сварки   трением,   холодной  сварки  и
вспомогательное сварочное оборудование
     473. Машины сельскохозяйственные
     481. Машины для землеройных и мелиоративных работ
     482. Машины дорожные, оборудование для приготовления строительных
смесей
     483. Оборудование и машины строительные
     486. Оборудование для кондиционирования воздуха, вентиляции
     В том числе:
     486.1. Моторные подогреватели
     516. Оборудование полиграфическое и запасные части к нему
     945. Оборудование медицинское
     947. Оборудование  технологическое  медицинской  промышленности и
запасные части к нему

                              Инструмент

     331.1. Электроинструмент
     364.1. Пневмоинструмент
     381.1. Слесарный инструмент

Заместитель Директора ДВТ                      В.В.Горлов

                                                           СОГЛАСОВАНО
с начальником Департамента
охраны труда Минтруда России                   М.Ф.Марковой

4

http://www.klerk.ru/news/?84945

Порядок выплаты пособия получившим травмы на производстве

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей Минздравсоцразвития сообщил о порядке выплаты пособия в период реабилитации застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

В данном случае застрахованному лицу должно выдаваться пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве на основании статьи 9 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

При этом листок временной нетрудоспособности должен выдаваться в соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Минздравмедпрома от 19.10.1994 N 206 и Постановлением ФСС РФ от 19.10.1994 N 21. (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 04.07.2007 г. 1695-19)

5

http://www.buhi.ru/text/41074-1.html

Статья: Производственная травма ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3)

"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТРАВМА

Работникам, получившим травму на производстве, ст. 184 Трудового кодекса РФ гарантирует возмещение утраченного дохода. Схему, как определяется степень тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве для определения размера выплат потерпевшим, Минздравсоцразвития утвердил своим Приказом от 24 февраля 2005 г. N 160. Подробнее о том, какие выплаты положены пострадавшему и в каком размере, за счет каких источников они выплачиваются и в каком порядке подлежат налогообложению, - в нашей статье.

Что относится к производственной травме

К производственной травме относятся случаи, когда работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей. А также во время следования на работу на транспорте работодателя. Обратите внимание: если сотрудник получил травму, следуя на работу на личном или общественном транспорте, такой случай не является производственной травмой. Это следует из ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Как документально оформляется

производственная травма

Основным документом, который составляется, когда работник получил производственную травму, является акт о несчастном случае на производстве. Его форма (N Н-1) утверждена Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

Акт составляет комиссия по расследованию несчастного случая, которую формирует работодатель.

Какие выплаты положены работнику

В соответствии со ст. 8 Закона N 125-ФЗ работник, получивший производственную травму, имеет право на следующие выплаты:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- единовременную и ежемесячные страховые выплаты;

- оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Все эти выплаты производятся за счет средств соцстраха. Поговорим о них подробнее.

Пособие по временной нетрудоспособности

Оно начисляется работнику, получившему производственную травму, начиная с того дня, когда произошел несчастный случай, и до его выздоровления или установления инвалидности. Пособие рассчитывается по тем же правилам, что и пособие по общим заболеваниям, поэтому мы не будем рассматривать в нашей статье этот момент. Скажем лишь об особенностях.

Во-первых, размер пособия составляет 100 процентов среднего заработка работника, независимо от его трудового стажа (п. 29 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6). Во-вторых, вся сумма пособия выплачивается за счет средств соцстраха (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", п. 1 Письма ФСС РФ от 18 января 2005 г. N 02-18/07-306).

Примечание. Мнение специалиста

Л.М. Новицкая, начальник отдела ФСС РФ

- В ст. 9 Закона N 125-ФЗ указано, что при производственной травме пособие выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка пострадавшего. И ни слова о том, что сумма выплаты не может превышать 12 480 руб. в месяц - потолка, который установлен в п. 2 ст. 8 Закона N 202-ФЗ. Так ограничивается ли пособие при производственной травме 12 480 руб.?

- Нет, не ограничивается. Это единственное пособие, которое выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работника. Ограничение в 12 480 руб. распространяется на пособия по болезни и бытовой травме, а также по беременности и родам.

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются работнику только исполнительными органами ФСС РФ (не работодателями), если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности.

Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности в процентах, исходя из суммы 43 200 руб. Это установлено в п. 1 ст. 13 Закона N 202-ФЗ.

Пример 1. По результатам медико-социальной экспертизы было установлено, что утрата трудоспособности работника в результате производственной травмы составила 60 процентов. Поэтому работнику начисляется единовременная страховая выплата в сумме:

43 200 руб. х 60% = 25 920 руб.

В местностях, где к зарплате установлены районные коэффициенты и процентные надбавки, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок (п. 2 ст. 11 Закона N 125-ФЗ).

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются работнику за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, когда учреждением МСЭ установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.

При расчете среднемесячного заработка для расчета ежемесячных выплат необходимо обратить внимание на следующие особенности (они прописаны в п. п. 2 и 3 ст. 12 Закона N 125-ФЗ). Прежде всего, в расчет включаются все виды оплаты труда работника - как по основному месту работы, так и по совместительству, на которые были начислены страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Суммы выплат по гражданско-правовым и авторским договорам учитываются при условии, что с них уплачивались страховые взносы.

Средний заработок рассчитывается за 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором наступил страховой случай. При этом учитываются только месяцы той работы, которая повлекла повреждение здоровья. Если же на такой работе сотрудник трудился менее 12 месяцев, то его заработок делится на количество фактически отработанных месяцев. А если некоторые месяцы отработаны не полностью, они заменяются предшествующими полностью отработанными месяцами, а если это сделать невозможно - исключаются.

Пример 2. Работник получил производственную травму 10 мая 2005 г. Таким образом, расчетным периодом для определения среднемесячного заработка является период с 1 мая 2004 г. по 30 апреля 2005 г. Однако пострадавший трудился на данной работе, где получил травму, с 12 октября 2004 г. Так как не полностью отработанный октябрь не учитывается, среднемесячный заработок рассчитывается за период с 1 ноября 2004 г. по 30 апреля 2005 г.

В 2005 г. размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 33 000 руб. (п. 1 ст. 14 Закона N 202-ФЗ). Исчисленная и назначенная выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, получающих выплаты, а также индексации выплаты (п. 9 ст. 12 Закона N 125-ФЗ).

Оплата дополнительных расходов

Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию оплачиваются пострадавшему, только если учреждение МСЭ установит, что работник нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или ухода.

Как производится налогообложение выплат

Выплаты работнику, получившему производственную травму, не облагаются ЕСН и страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ (пп. 1, 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). С этих выплат, кроме пособия по временной нетрудоспособности, также не удерживается налог на доходы физических лиц (п. п. 1, 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Примечание. Оплата лечения пострадавшего

Подпункт 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ предусматривает оплату соцстрахом расходов по лечению пострадавшего только в случае тяжелого несчастного случая. Лечение работника, получившего на производстве нетяжелую травму, осуществляется за счет виновника. Поэтому если будет установлено, что работодатель не обеспечил безопасные условия труда в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, ему придется возместить медицинскому учреждению расходы на лечение пострадавшего, а также моральный вред. Такое решение вынесено, к примеру, в Постановлениях Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2005 г. N А82-1849/2004-56 и Северо-Западного округа от 17 августа 2004 г. N А13-2820/04-20.

Н.А.Захарова

Директор

ЗАО "Аудиторское партнерство"

г. Ярославль

Подписано в печать

18.07.2005