Форум по медицинскому праву

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Медицинские и фармацевтические работники » Подготовка специалистов: социальная работа и соц.работники. Пр.№ 226


Подготовка специалистов: социальная работа и соц.работники. Пр.№ 226

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Приказ Минздрава РФ от 28.07.1997 N 226 "О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи": http://www.consultant.ru/online/base/?r … P;n=269580

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 июля 1997 г. N 226

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.92 N 3185-1 и Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.95 N 383, приказываю:
1. Ввести в действие:
1.1. Положение о подготовке специалистов по социальной работе (Приложение 1).
1.2. Программу непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе (Приложение 2).
2. Государственному научному центру психиатрии и наркологии, Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Санкт-Петербургскому научно - исследовательскому психоневрологическому институту имени В.М. Бехтерева, Архангельской государственной медицинской академии:
- обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь на период до 2000 года в соответствии с потребностью, предусмотренной Федеральной целевой программой "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)".
3. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации:
3.1. Использовать в своей работе положения, утвержденные настоящим Приказом.
3.2. Изучить потребность и сформировать заказ средним медицинским образовательным учреждениям для подготовки необходимого числа социальных работников со средним специальным образованием для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возлагаю на первого заместителя министра А.М. Москвичева.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА




Приложение 1

Утверждено
Приказом Минздрава РФ
от 28 июля 1997 г. N 226

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Данный вид подготовки состоит из двух основных разделов:
1.1. Подготовка студентов по специальности социальная работа на факультетах социальной работы медицинских вузов, в университетах и иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
1.2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь в соответствии с основными требованиями к данному виду подготовки, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Образовательные учреждения должны иметь соответствующую государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.
2. Перечень медицинских вузов для подготовки специалистов по социальной работе на факультетах социальной работы, перечень медицинских, научных и высших образовательных учреждений для дополнительной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе, программы непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3. Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования. Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе, общепсихологическим и общемедицинским дисциплинам), проводилось на начальных этапах обучения.
Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы. Практическая подготовка на разных этапах обучения осуществляется в учреждениях, подразделениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь (психиатрическая клиника, психоневрологический диспансер, психотерапевтический кабинет). Личностно и профессионально-ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе должно быть ориентировано на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
4. Для лицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, включая научно - исследовательские учреждения, необходимо:
- наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе;
- наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию);
- наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах;
- собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе.
5. В структуру этих учреждений входит:
- приемная комиссия;
- факультет социальной работы или другое образовательное подразделение;
- наблюдательный совет и экзаменационная комиссия.
В ходе подготовки решения о приеме на обучение приемная комиссия учреждения изучает уровень подготовки кандидата с учетом его базового образования; поступающий на обучение представляет в приемную комиссию диплом о высшем образовании с указанием пройденных дисциплин.
6. На основе заключения приемной комиссии руководитель разрабатывает индивидуальный план прохождения подготовки, при необходимости - с привлечением (по договорам) иных образовательных и лечебно-профилактических учреждений России и других стран, имеющих право на проведение подготовки специалистов по социальной работе.
7. После утверждения индивидуального плана администрация учреждения заключает с обучающимися договор на проведение обучения, в котором указываются:
- сроки подготовки;
- перечень изучаемых курсов и дисциплин;
- перечень учреждений, в которых проводится подготовка;
- этапы проведения подготовки.
8. Качество подготовки обеспечивается деятельностью наблюдательного совета, состоящего из специалистов (ученых, практиков и организаторов) в области медицинской психологии и базовых дисциплин (психиатрия, психотерапия, психология и др.). Совет работает на контрактной основе и выполняет следующие функции:
- наблюдение за выполнением учебного плана в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке специалиста по социальной работе, для чего не реже двух раз в год проводится экспертиза процесса обучения;
- участие в разрешении спорных вопросов при проведении проверочных испытаний;
- экспертиза подготовки на этапе завершения обучения на предмет его соответствия учебному плану по продолжительности и основным требованиям к дополнительной подготовке специалиста по социальной работе;
- экзаменационная комиссия в составе ведущих специалистов учреждения по приказу администрации учреждения проводит вступительные и выпускные проверочные испытания (экзамены);
- свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки специалиста по социальной работе выдается администрацией учреждения.

Начальник Управления
учебных заведений
Н.Н.ВОЛОДИН

И.о. Начальника Управления
научных исследований
Н.Н.САМКО




Приложение 2

Утверждена
Приказом Минздрава РФ
от 28 июля 1997 г. N 226

ПРОГРАММА
НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ
ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Введение

Современный этап развития психиатрической помощи в России характеризуется ее последовательной гуманизацией на основе реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383. Отмечается отчетливое смещение акцента на профилактику психических расстройств, помощь больным на ранних этапах формирования последующих психических расстройств, создание условий для максимальной реадаптации и ресоциализации граждан на всех этапах психиатрического лечения.
Последнее десятилетие отмечено совершенствованием медицинских технологий в области охраны психического здоровья, расширением "терапевтического поля" за счет учета в процессе лечения социальных факторов и механизмов психологической адаптации. Изменения, происходящие в отечественной психиатрии в направлении все более активного использования современных биопсихосоциальных моделей психических расстройств и соответствующего лечения с применением гибких схем частичной госпитализации, - сопровождаются расширением психологической и социальной помощи.
Повышение внимания к психологическим и социальным аспектам психических расстройств обусловливает необходимость привлечения к лечебно-реабилитационной деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, наряду с психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами, также специалистов по социальной работе.
Создание условий для активного привлечения в лечебно - реабилитационный процесс специалистов по социальной работе с их специфическими технологиями социальной адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп предполагает их участие в установлении влияния социальных факторов на возникновение и развитие заболевания, создании социальных условий для эффективного лечения, включая обеспечение материальных потребностей пациента и его семьи, оптимизацию сотрудничества и социального взаимодействия специалистов разного профиля в клинике, оказание социальной помощи.
Успешная реализация многоплановых возможностей специалиста по социальной работе требует внедрения эффективной системы подготовки таких специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, создания соответствующей образовательной базы в медицинских вузах и научно - исследовательских учреждениях и обеспечения преемственности додипломного и последипломного образования, а также проведения дополнительной подготовки врачей - психиатров и других специалистов, реализующих в лечебной практике деятельность терапевтической бригады.

2. Основные принципы подготовки специалистов
по социальной работе

Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетание теоретических и практических составляющих. На этой основе предполагается последующая подготовка по одному или нескольким более частным направлениям в области социальной работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь (психиатрический стационар, психоневрологический диспансер, психотерапевтический кабинет, психотерапевтический центр, психоневрологические интернаты, общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и др.). Одним из важнейших элементов в подготовке специалистов по социальной работе должно быть освоение основ медицины, психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специалистов по социальной работе должен быть комплекс специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально - ориентированный тренинг).
Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.
В целом - система образования специалистов по социальной работе должна включать программы, обеспечивающие:
адекватное понимание границ профессиональной компетенции специалистов по социальной работе, принципов профессионального взаимодействия с медицинским и иным персоналом в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, вопросов медицинской этики и деонтологии, а также характера и путей взаимодействия и сотрудничества с семьей больного, его родственниками, профессиональным и социальным окружением и специально с органами социальной защиты;
активное усвоение обучающимися теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;
достаточную ориентацию в смежных клинических областях психиатрии, психотерапии, реабилитации, медицинской психологии, социологии, поведенческих науках;
освоение методов и приемов социальной работы с различными контингентами больных на различных этапах лечебно - реабилитационного процесса;
овладение коммуникативными навыками для сотрудничества с лицами, страдающими психическими расстройствами и их родственниками;
этапный контроль профессиональной подготовки.

3. Общая структура подготовки специалистов
по социальной работе и основные методические
приемы, рекомендуемые при их обучении

Основная цель образования - получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социальной работе.
Общая система подготовки специалиста по социальной работе представляет собой взаимосвязанные этапы непрерывного обучения. Базовая подготовка может осуществляться на факультетах социальной работы в медицинских и других вузах, имеющих соответствующее подразделение.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации проводится в два этапа: подготовка, обеспечивающая обучение в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке специалиста по социальной работе и последующая подготовка на курсах усовершенствования специалистов, имеющих сертификат. Продолжительность последипломного обучения определяется уровнем додипломного образования, но не может быть менее полугода.
На протяжении всего процесса подготовки специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Для обеспечения основной образовательной цели адекватно использование широкого спектра методических приемов: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, учебная, курсовая и дипломная практика, стажировка на рабочем месте, личностно - и профессионально ориентированные тренинги.

4. Основные требования к подготовке специалиста
по социальной работе для учреждений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь

Специалист по социальной работе - специалист с высшим образованием по специальности социальная работа, получивший базовую подготовку, которая предполагает три направления обучения: общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, общематематические и естественно-научные дисциплины и специализация по социальной работе.
Продолжительность обучения в вузе - не менее 8992 часов, обучение включает общегуманитарные и социально-экономические дисциплины - не менее 1896 часов, общематематические и естественно-научные дисциплины - не менее 914 часов и социальную работу - не менее 6162 часов.
Обучение по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (объем не менее 1896 часов) основывается на изучении философии, истории, культурологии и педагогики; экономики, политологии и права, филологии; физической культуры.
Обучение по циклу естественно-научных и общематематических дисциплин (объем не менее 914 часов) основывается на изучении концепции современного естествознания, математики и информатики.
Общий объем подготовки по социальной работе в области психиатрии и психотерапии не менее 7061 часа включает часы, полученные в период вузовской специализации и в ходе последипломной подготовки. При этом на приобретение теоретических знаний по социальной работе отводится не менее 3050 часов, на получение практических знаний - не менее 3800 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 221 часа.

Теоретические знания

В области общегуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и общематематических дисциплин:
основные дисциплины в области общегуманитарных и социально - экономических наук; этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, возможности современных научных методов познания природы; научное представление о здоровом образе жизни; культура мышления и его общие законы; научная основа организации труда; информатика; сущность и социальная значимость социальной работы и ее взаимосвязь в целостной системе знаний.
В области общепрофессиональных дисциплин:
специфика социальной работы в различной социальной среде; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов становления психики, значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации и основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов; типология, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций; основы общей и семейной педагогики; формы, средства и методы педагогической деятельности; формы и методы воспитательной работы и просвещения; национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов, обеспечивающие их социальную защиту; основы уголовного и гражданского права;
порядок и организация опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно - воспитательные учреждения; организация медико-социальной работы,
социального просвещения, пропаганды здорового образа жизни; знание научных исследований в узких направлениях социальной работы.

Практические навыки

Практические навыки и умения специалиста по социальной работе должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области социальной работы.
В области общегуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и общематематических дисциплин:
способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы; умение использовать методы гуманитарных и социально - экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; знание этических и правовых норм, регламентирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; владение современными научными методами познания природы на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно - научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; владение иностранным языком с учетом возможности профессиональной деятельности в иноязычной среде; владение культурой мышления, знание его общих законов, умение организовать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения, обработки, редактирования информации в сфере профессиональной деятельности; умение в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; способность к проектной деятельности в профессиональной сфере; владение принципами системного анализа; умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; умение поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения научные методы;
способность к кооперации с коллегами по работе в коллективе; знакомство с методами управления; умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения; владение основами педагогической деятельности; готовность к работе над междисциплинарными проектами; понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникающих в эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта базисных ценностей культуры; умение оценивать достижения культуры на основе знания их исторического контекста;
способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, в том числе - собственной страны и составляющих ее регионов; умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
В области общепрофессиональных дисциплин:
умение использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; умение обеспечивать посредничество между личностью и семьей, семьей и обществом, между различными общественными и государственными структурами и др.; умение оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать их к выполнению социально значимой деятельности; умение работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции, умение давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретировать собственное психическое состояние, владение приемами психодиагностики и психической саморегуляции; владение основами социологического анализа; владение навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач; владение методами научных исследований в области социальной работы.
В целом по получении теоретических знаний и практических навыков специалист по социальной работе должен быть способен к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической деятельности в сфере социальной работы.
После завершения базовой подготовки и прохождения последипломной специализации в учреждениях, готовящих специалистов по социальной работе в психиатрических и психотерапевтических учреждениях, он может работать в указанных учреждениях по своей специальности.
Дополнительная подготовка специалиста по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, предусмотрена для дипломированных специалистов по социальной работе с высшим образованием.
Эта подготовка включает три раздела: теоретическую подготовку, практическую подготовку и тренинги.
Продолжительность обучения не менее 6 месяцев (891 час), в том числе теоретическая подготовка - 200 часов, практическая подготовка - 600 часов, тренинги - 91 час.

Теоретические знания

Социальная работа и ее значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи.
Системный подход как теоретическая основа понимания структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных. Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз.
Смежные знания: основы общей медицины, основы неврологии, основы общей и частной психиатрии, учение о пограничных психических расстройствах, психосоматические расстройства, саморазрушающее поведение, основы психофизики и психофармакологии. Психологические и социальные (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушения психической адаптации, социальнострессовые расстройства, кризисные состояния. Понятие социального диагноза, фундаментальные (многоосевой или многомерный) диагноз как интеграция знания клинического, психологического и социального аспектов болезни. Основные психологические категории: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребность, стресс, фрустация, сознание и самосознание, самооценка, кризис, психогенез, психологическая защита, копинг, алекситимия и их значение в медицинской и социальной практике.
Учение о характере: концепции, понятия акцентуации и психопатии, методы диагностики.
Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятия защитных механизмов личности, личность и болезнь (внутренняя картина болезни).
Теоретические, методологические и методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического и социального скрининга, факторов риска, психической и социальной дезадаптации и болезни.
Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.
Психологические и социальные аспекты экстремальных и кризисных состояний, понятия травматического стресса, социальной фрустации и социально-стрессовых расстройств.
Основные принципы социального сопровождения лечебного процесса:
решение социальных проблем пациента и его семьи в момент поступления на лечение, участие в организации терапевтического сообщества, терапии средой, исследование и активизация социальной динамики в лечебном подразделении, взаимоотношение специалистов в лечебной бригаде, взаимоотношения пациента и медицинского персонала.
Медико-психологические и социально-психологические аспекты поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в лечебных группах, групповая динамика, социальная и этическая нормативность.
Особенности работы специалиста по социальной работе в стационарах, амбулаторных и профилактических учреждениях различного профиля, социальное консультирование, профотбор, профориентация.
Основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.
Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; медицинская, психологическая и социальная модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная; терапия средой; психотерапевтическое сообщество; социотерапия, механизмы лечебного действия психотерапии.

Практические навыки

Обеспечение квалифицированного профессионального решения задач по организации индивидуальной и групповой работы с пациентами, направленной на улучшение их социальной адаптации, повышение коммуникативных возможностей, проведения мероприятий по социально-правовой защите пациентов, взаимодействия с другими учреждениями и организациями, оказывающими социальную помощь.
Разработка совместно с врачом и другими специалистами индивидуального плана социальной реабилитации пациентов.
Организация совместно с врачом, психологом и социальными работниками терапевтической среды, терапевтического сообщества пациентов, групп по интересам, осуществление клубной работы и др.
Осуществление по направлению врача повышения уровня социальной адаптации пациентов, формирование у них ответственности за свое социальное поведение, разработка и организация мероприятий по социальной защите и поддержке пациентов, их трудовому и бытовому устройству.
Определение формы работы социальных работников по улучшению социального функционирования пациентов в семье, школе, неформальных группах, производственных коллективах и др.
Организация учебы и осуществление консультативной и организационно-методической помощи социальным работникам учреждения, организация их деятельности.
Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги:
- личностно-ориентированный тренинг в группе с целью обеспечения личностного роста;
- социально-психологический тренинг в групповых формах с целью оптимизации коммуникативных навыков;
- профессионально-ориентированный тренинг (методический тренинг групповой социальной работы, балинтовская группа и др.).

2

5. Основные направления и содержание программ
подготовки по социальной работе

Базовая подготовка

Базовая подготовка по социальной работе осуществляется на факультетах социальной работы в медицинских вузах, а также в иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия (образовательная база, квалифицированные педагогические кадры и пр.) и лицензию.
В качестве базовых для подготовки по социальной работе на факультетах по социальной работе рекомендуются следующие общеобразовательные, в том числе общегуманитарные и социально - экономические дисциплины: философия, история, право, экономика, культурология, политология, иностранный язык, физическая культура, из области естественно-научных общематематических дисциплин: концепция современного естествознания, математика, информатика и вычислительная техника (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами вузов.
В области общепрофессиональных дисциплин программа обучения на факультетах социальной работы предусматривает подготовку, которая включает в себя: теорию социальной работы в России и за рубежом, психологию, психодиагностику, конфликтологию, педагогику, медико - социальные основы здоровья, социологию, социальное право, этику социальной работы, экономику социальной работы, менеджмент социальной работы (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программой додипломной подготовки по социальной работе, утвержденной настоящим приказом).

Дополнительная подготовка

Эта форма подготовки по социальной работе осуществляется в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалистов по социальной работе и представляет собой очное или очно-заочное обучение, которое проводится в специализированных образовательных учреждениях в соответствии с Приложением 1 к настоящему Приказу.
Для лиц, обучавшихся на факультетах социальной работы вузов, дополнительная подготовка осуществляется в очной и очно-заочной форме в течение не менее 6 месяцев.
Дальнейшее усовершенствование по социальной работе для лиц, прошедших дополнительную подготовку в указанном объеме, проводится в виде тематических курсов в соответствующих образовательных учреждениях (факультеты и кафедры социальной работы в медицинских вузах и учреждениях дополнительного образования, а также НИИ, имеющих в своем составе специализированные подразделения) и получивших лицензию по образовательной деятельности в области послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Важными формами подготовки кадров высшей квалификации по социальной работе являются аспирантура на факультетах и кафедрах социальной работы в медицинских вузах, учреждениях дополнительного образования, в НИИ, имеющих в своем составе подразделения по социальной работе.
6. Типовые программы и примерные планы подготовки
по социальной работе

Типовая программа и примерный план подготовки
по социальной работе студентов факультетов
социальной работы вузов

Объяснительная записка

Программа предназначена для студентов факультетов социальной работы.
Основные задачи:
подготовка специалистов по социальной работе с освоением ее теоретических, практических и организационных основ, ознакомление с возможностями современной социальной работы, ее предметом, междисциплинарным характером основных ее направлений, методологией и методами, организацией социальной помощи, реализация учебного процесса с целью освоения основных разделов социальной работы - теория социальной работы, методы и технология социальной работы; история социальной работы в России и за рубежом;
освоение практических навыков и умений для использования передового отечественного и зарубежного опыта социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности, обеспечения связи между личностью и микросредой, овладения основами социологического анализа, методами научных исследований в области социальной работы и ее более узких направлений, приобретения способности организационно-управленческой, научно-педагогической деятельности в сфере социальной работы;
значительное место в обучении уделяется психологии, психодиагностике, конфликтологии, а также учению о личности и характере для использования этих знаний в профессиональной деятельности;
важной составной частью программы является обучение и практическое освоение основ педагогики, социологии, социального права и этики социальной работы, отдельно изучается экономика и менеджмент в области социальной работы;
теоретически осваиваются социально-психологические основы различных видов взаимодействия личности в малых группах, с практическим участием в обучающих тренинговых группах, преимущественно личностной и социоцентрированной направленности;
на заключительных этапах обучения проводится самостоятельная
практика по специальности (курсовые, дипломные работы и производственная практика).
По программе социальная работа предусмотрено 8992 академических часа, из них - 2000 лекции, 3000 - семинары, 3500 - практические занятия, 492 - производственная практика.

Тематический план лекций, семинаров
и практических занятий

+-------------------------------------------------+--------------+
¦Наименование и краткое содержание основных курсов¦  Количество  ¦
¦                                                 ¦ часов и формы¦
¦                                                 ¦   обучения   ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦1. Теория социальной работы                      ¦272 часа      ¦
¦                                                 ¦лекции - 170  ¦
¦Сущность, принципы и методы социальной работы, ее¦семинары - 102¦
¦цели и  задачи,  объекты  и   функции;   основные¦              ¦
¦понятия и     категории;    профессиональная    и¦              ¦
¦непрофессиональная форма      работы,      уровни¦              ¦
¦социальной работы:  индивидуально-личностный,    ¦              ¦
¦социально-групповой,  общественный;  личностные  ¦              ¦
¦ресурсы и изменения; связь личностных изменений и¦              ¦
¦изменений жизненной среды; социокультурный фактор¦              ¦
¦и дифференциация  содержания  и  форм  социальной¦              ¦
¦работы; социальные  перспективы  и   вариантность¦              ¦
¦моделей социальной работы;  современные тенденции¦              ¦
¦социального развития;    сущность      социальной¦              ¦
¦политики и ее цели,  направленность и взаимосвязь¦              ¦
¦с социальной работой                             ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦2. Методы и технология социальной работы         ¦306 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 100  ¦
¦Методология целеполагания  и  решения  конкретных¦семинары - 100¦
¦социальных проблем;  методы  решения   социальных¦практические  ¦
¦проблем:         организационно-распорядительные,¦занятия - 106 ¦
¦социально-экономические,          психолого     -¦              ¦
¦педагогические; групповая     и    индивидуальная¦              ¦
¦социальная терапия; технология социальной работы:¦              ¦
¦социальная диагностика, социальная профилактика и¦              ¦
¦механизмы ее  реализации,  социальная  адаптация,¦              ¦
¦социальная реабилитация,  социальное обеспечение,¦              ¦
¦социальное страхование,     социальная     опека,¦              ¦
¦социальная экспертиза      и     прогнозирование,¦              ¦
¦посредничество и консультирование                ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦3. История социальной работы в России            ¦102 часа      ¦
¦                                                 ¦лекции - 30   ¦
¦История России  и  особенности социальной работы;¦семинары - 22 ¦
¦исторические модели      социальной       работы;¦практические  ¦
¦этнокультурные факторы   и   условия   социальной¦занятия - 50  ¦
¦работы в России;  благотворительность как феномен¦              ¦
¦общественного сознания   и  социальной  практики;¦              ¦
¦социальные механизмы                 формирования¦              ¦
¦благотворительности как  ценности и образа жизни;¦              ¦
¦традиционное и инновационное в социальной  работе¦              ¦
¦в России;    социальная    работа    в   условиях¦              ¦
¦повышенного социального и  экологического  риска;¦              ¦
¦полисубъективный характер   социальной  работы  и¦              ¦
¦организационно-правовой     механизм     его     ¦              ¦
¦обеспечения; российский  опыт и мировые тенденции¦              ¦
¦развития социальной работы                       ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦4. Социальная работа за рубежом                  ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦Социальная работа  как феномен современного мира;¦              ¦
¦предпосылки институциализации социальной  работы;¦              ¦
¦основные школы   социальной  работы  за  рубежом;¦              ¦
¦подходы к построению  теории  социальной  работы;¦              ¦
¦социальная защита населения;  социальная помощь и¦              ¦
¦ее особенности в отдельных странах; приоритеты  в¦              ¦
¦социальной работе;      организационные     формы¦              ¦
¦социальной работы; социальные услуги и социальные¦              ¦
¦службы; кадровое  обеспечение  социальной работы;¦              ¦
¦опыт решения социальных проблем                  ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦5. Психология                                    ¦306 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 100  ¦
¦Психология как  научная и учебная дисциплина,  ее¦семинары - 100¦
¦принципы и задачи;  объект и предмет  психологии;¦практические  ¦
¦субъективная и  объективная реальность; психика и¦занятия - 106 ¦
¦организм; психика,  поведение   и   деятельность;¦              ¦
¦направления и школы в психологии;  исторический и¦              ¦
¦концептуальный обзор, уровни, структура и генезис¦              ¦
¦психики; психология   личности;  дифференциальная¦              ¦
¦психология, возрастная   психология;   социальная¦              ¦
¦психология, психологический    и    социально   -¦              ¦
¦психологический аспекты; методы   психологических¦              ¦
¦исследований; практическая психология            ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦6. Психодиагностика                              ¦136 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 50   ¦
¦Место и  роль психодиагностики в профессиональной¦практические  ¦
¦деятельности специалиста  по  социальной  работе;¦занятия - 36  ¦
¦деонтология психодиагностики;    психометрические¦              ¦
¦основы психодиагностики;         психодиагностика¦              ¦
¦индивидуальности; психодиагностика   интеллекта и¦              ¦
¦способностей; психодиагностика         мотивации;¦              ¦
¦психодиагностика межличностных         отношений;¦              ¦
¦психодиагностика индивидуального    сознания    и¦              ¦
¦самосознания                                     ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦7. Конфликтология                                ¦136 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 80   ¦
¦Предмет, принципы    и   задачи   конфликтологии;¦семинары - 30 ¦
¦конфликты в   различных   сферах    человеческого¦практические  ¦
¦взаимодействия; уровни   проявления  и  топология¦занятия - 26  ¦
¦конфликтов; аналитическая  модель  и  диагностика¦              ¦
¦конфликтов; динамические     модели    конфликта;¦              ¦
¦стратегия поведения    участников      конфликта;¦              ¦
¦прогнозирование, технология        и       методы¦              ¦
¦предупреждения конфликтов;  способы,   методы   и¦              ¦
¦средства разрешения    конфликтов;   деятельность¦              ¦
¦социальных служб по  регулированию  и  разрешению¦              ¦
¦конфликтов; посредничество     при     разрешении¦              ¦
¦конфликтов; этические     методы     деятельности¦              ¦
¦социальных работников при разрешении конфликтов  ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦8. Педагогика                                    ¦170 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 100  ¦
¦Предмет, принципы  и задачи педагогики;  основные¦семинары - 30 ¦
¦этапы развития       педагогической        мысли;¦практические  ¦
¦педагогические аспекты   социализации   личности;¦занятия - 40  ¦
¦педагогические системы;  педагогический процесс и¦              ¦
¦его структура;  диагностика  и  прогнозирование в¦              ¦
¦педагогическом процессе;  процесс воспитания, его¦              ¦
¦структура, модели  и  методы;  процесс  обучения:¦              ¦
¦принципы дидактики и методы обучения;  возрастная¦              ¦
¦педагогика; система  образовательных  учреждений;¦              ¦
¦организационно-методическое           руководство¦              ¦
¦современным   учебно-воспитательным    процессом;¦              ¦
¦многофакторность современного    образовательного¦              ¦
¦процесса; интеграция    воспитательных   функций,¦              ¦
¦возможностей школы    и     социальной     среды;¦              ¦
¦педагогические технологии;     коррекционно     -¦              ¦
¦исправительная педагогика;       реабилитационная¦              ¦
¦педагогика                                       ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦9. Медико-социальные основы здоровья             ¦238 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 150  ¦
¦Здоровье как   социальная  ценность;  валеология;¦семинары - 50 ¦
¦проблемы нормы и патологии;  социальная медицина;¦практические  ¦
¦система управления здравоохранением;  социально -¦занятия - 38  ¦
¦гигиенические проблемы    нарушения     здоровья;¦              ¦
¦здоровье и   образ  жизни;  основные  направления¦              ¦
¦организации медицинской     помощи     населению;¦              ¦
¦организация травматологической  и  ортопедической¦              ¦
¦помощи населению;   организация   психиатрической¦              ¦
¦помощи населению;     организация     медико    -¦              ¦
¦социального патронажа;  физиология  и   патология¦              ¦
¦репродукции; планирование семьи                  ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦10. Социология                                   ¦204 часа      ¦
¦                                                 ¦лекции - 120  ¦
¦Предмет, принципы  и  задачи социологии;  природа¦семинары - 50 ¦
¦социальной реальности  и  парадигмы  современного¦практические  ¦
¦социологического знания; социальные общности  как¦занятия - 34  ¦
¦источник социальных   изменений;   общество   как¦              ¦
¦социальная система; структура общества; общество ¦              ¦
¦и личность; личность   как    активный   субъект;¦              ¦
¦отраслевые теории   общества;  социальные  связи,¦              ¦
¦действия, взаимодействия   между   индивидами   и¦              ¦
¦группами, групповая      динамика,     социальное¦              ¦
¦поведение, социальный  обмен  и   сравнение   как¦              ¦
¦механизмы социальных      связей;      социальная¦              ¦
¦структура, социальная  стратификация;  социальные¦              ¦
¦институты, социальная   организация;   социальные¦              ¦
¦движения; социальные    изменения;   глобализация¦              ¦
¦социальных и  культурных  процессов в современном¦              ¦
¦мире;   социально-культурные      особенности   в¦              ¦
¦проблеме развития российского общества; возможные¦              ¦
¦альтернативы его  развития  в  будущем;  развитие¦              ¦
¦общества, типы социального изменения;  отраслевые¦              ¦
¦социологические теории и теории среднего  уровня;¦              ¦
¦социологическое исследование, программа, методика¦              ¦
¦и организация;  изменения  в  социологии;  методы¦              ¦
¦сбора и обработки информации                     ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦11. Социальное право                             ¦204 часа      ¦
¦                                                 ¦лекции - 120  ¦
¦Государственно-правовое   устройство   Российской¦семинары - 50 ¦
¦Федерации; Конституция   Российской    Федерации:¦практические  ¦
¦социальные права  и  гарантия населения,  местные¦занятия - 34  ¦
¦органы государственной  власти,   их   структура,¦              ¦
¦функции, нормотворчество;                 система¦              ¦

правоохранительных органов;  основы  гражданского¦              ¦
¦права, основы     уголовного     права;    основы¦              ¦
¦исправительно-трудового права;    права личности,¦              ¦
¦Декларация прав    человека;   социальные   права¦              ¦
¦человека; социальное    право    и     социальное¦              ¦
¦законодательство; государственные       гарантии,¦              ¦
¦социальное обеспечение и  обслуживание;  правовая¦              ¦
¦защита интересов  человека  и семьи;  охрана прав¦              ¦
¦несовершеннолетних, инвалидов,  одиноких   людей;¦              ¦
¦система социальных   гарантий:  структура,  виды,¦              ¦
¦субъекты гарантий                                ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦12. Этика социальной работы                      ¦102 часа      ¦
¦                                                 ¦лекции - 80   ¦
¦Предмет, цели  и  задачи  курса  этики социальной¦семинары - 22 ¦
¦работы; профессиональная    этика     социального¦              ¦
¦работника: основные понятия и принципы; личност- ¦              ¦
¦но-нравственные качества  социального  работника;¦              ¦
¦моральные нормы  и  принципы в социальной работе;¦              ¦
¦деонтология отдельных  видов  социальной  работы;¦              ¦
¦этика взаимоотношений   с   пациентом;   долг   и¦              ¦
¦ответственность; этика                партнерских¦              ¦
¦взаимоотношений специалистов  в  сфере социальной¦              ¦
¦работы; этикет социального работника             ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦13. Экономика социальной работы                  ¦170 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 100  ¦
¦Предмет, принципы   и   задачи   курса  экономики¦семинары - 30 ¦
¦социальной работы;   экономическая   политика   и¦практические  ¦
¦система социальной      защиты;     экономическое¦занятия - 40  ¦
¦пространство социальной     работы:     экономика¦              ¦
¦здравоохранения, образования и т.д.; материальное¦              ¦
¦благосостояние населения,     его      структура,¦              ¦
¦дифференциация и   динамика;   организационно   -¦              ¦
¦экономические основы  социального  обеспечения  и¦              ¦
¦страхования; источники,    принципы   и   порядок¦              ¦
¦финансирования социальной    работы;    бюджетное¦              ¦
¦финансирование социальной    работы;   социальные¦              ¦
¦льготы; налогообложение;        благотворительное¦              ¦
¦финансирование социальной   работы;  хозрасчетная¦              ¦
¦деятельность в сфере  социальной  работы;  оплата¦              ¦
¦труда специалистов по социальной работе          ¦              ¦
¦                                                 ¦              ¦
¦14. Менеджмент в социальной работе               ¦170 часов     ¦
¦                                                 ¦лекции - 100  ¦
¦Социальное управление: задачи и принципы; система¦семинары - 30 ¦
¦управления социальной работой: структура, функции¦практические  ¦
¦и методы;       социальная       служба       как¦занятия - 40  ¦
¦конституциональная основа   социальной    работы;¦              ¦
¦проектирование в  системе социальной работы,  его¦              ¦
¦нормативная база,  информационное   и   ресурсное¦              ¦
¦обеспечение; организационные  принципы  и  модели¦              ¦
¦социальной работы; механизмы внедрения социальных¦              ¦
¦проектов и программы в системе социальной работы;¦              ¦
¦мотивация социальной работы;  региональные модели¦              ¦
¦социальной работы                                ¦              ¦
+-------------------------------------------------+--------------+

3

Типовая программа и примерный учебный план
последипломной подготовки специалиста
по социальной работе

Название: Подготовка по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Объяснительная записка

Программа предназначена для выпускников факультетов социальной работы медицинских и иных вузов (прошедших додипломную подготовку по социальной работе в соответствии с программой, приведенной в Приложении 2 настоящего Приказа).

Основные задачи

Теоретическая подготовка предполагает изучение новейших достижений отечественной и зарубежной социальной работы в области охраны психического здоровья для социальной поддержки лечебного процесса и организации психиатрической и психотерапевтической помощи;
активное применение теоретических знаний в целях повышения эффективности профессиональной деятельности, для чего используется опыт наиболее квалифицированных специалистов в основных разделах социальной работы и ведущих клиник и центров, проводящих социальную работу;
практическая подготовка предполагает освоение специфики деятельности специалистов по социальной работе в основных учреждениях службы охраны психического здоровья с учетом опыта и тенденций развития форм организации психиатрической и психотерапевтической помощи, для чего основная часть времени выделяется для обучения практической деятельности в различных подразделениях (психиатрических стационарах, психоневрологических диспансерах, психотерапевтических центрах и отделениях);
часть времени практической подготовки выделяется также для освоения специфики деятельности специалиста по социальной работе в других психиатрических учреждениях (психоневрологических интернатах, центрах реабилитации лиц с нейротравмами, патологией речи и пострадавших при стихийных бедствиях и катастрофах и др.);
значительная часть времени практической подготовки отводится личностно- и профессионально-ориентированным тренингам, что способствует не только профессиональному, но и личностному росту и формированию у обучающих тех качеств, которые необходимы специалисту для успешной работы с пациентами;
спецификой последипломной подготовки является сочетание основного и заочного обучения. Последнему придается особое значение, поскольку помимо решения чисто производственных задач (работа по специальности) при его эффективной организации оно способствует мотивированному освоению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.
В программе предусмотрены:
Общее время подготовки - 891 час, из них: теоретическая подготовка - 160 часов, практическая - 530 часов, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - 190 часов, зачетные занятия и экзамен - 11 часов.
Очная подготовка проводится в виде трех циклов (каждый продолжительностью один месяц) и включает в себя в общей сумме 160 часов лекций и семинаров по актуальным вопросам социальной работы, 71 час практических занятий в клинике по организации и проведению различных форм социальной работы; участие в практических семинарах по современным подходам к социальной работе; 190 часов - личностно- и профессионально-ориентированные тренинги, в том числе методический тренинг групповой социальной работы.
Время, отведенное для заочной подготовки - 459 часов (50%). Заочное обучение включает дополнительную теоретическую подготовку - 24 часа (5 литературных обзоров, рефератов), практическую подготовку - 435 часов (выполнение 10 контрольных заданий и отчетов о полученных результатах, связанных с непосредственной практической деятельностью).

Тематический план подготовки

Очное обучение.
Проводится в виде трех одномесячных циклов и включает в себя теоретическую подготовку, практические занятия, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги.

Теоретическая подготовка.
Примерные темы циклов лекций и семинаров по наиболее актуальным проблемам социальной работы:
1. Современные методы социальных исследований при психических заболеваниях.
2. Современные методы социальной работы (индивидуальная, групповая и организация терапевтического сообщества).
3. Организационно-правовые аспекты деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях служб охраны психического здоровья населения.

Практическая подготовка.
Примерные темы занятий:
1. Методы социального исследования в клинической практике.
2. Социальная работа в клинических и амбулаторных учреждениях.
3. Индивидуальная, семейная и групповая социальная работа.
4. Организация терапевтического сообщества в клинике.
5. Социальная поддержка лечебного процесса в медицинском учреждении.
6. Правовые аспекты работы специалиста по социальной работе в области психиатрии и психотерапии.
7. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности специалистов по социальной работе в психиатрических больницах.
8. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности специалистов по социальной работе в психоневрологических диспансерах.
9. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности специалистов по социальной работе в психотерапевтическом подразделении или учреждении (кабинет, отделение, центр).

Тренинговая подготовка.
1. Методический тренинг личностного роста.
2. Социально-психологический тренинг.
3. Методический тренинг групповой тренинг.
4. Балинтовская группа.

Заочное обучение.
Проводится по основному месту работы обучающегося и включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Теоретическая подготовка.
Темы литературных обзоров и рефераты (не менее 1 печатного листа) разрабатываются в учреждении, проводящем последипломную подготовку в зависимости от уровня додипломной подготовки и специфики будущего места работы специалиста.
Примерные темы литературных обзоров и рефератов
1. Предмет, задачи, методы и основные разделы социальной работы.
2. Задачи специалиста по социальной работе в психиатрической больнице (психоневрологическом диспансере, психотерапевтическом кабинете, центре, центре патологии речи и нейрореабилитации).
3. Методы социального исследования, их эффективность и надежность, показания к применению.
4. Современные тенденции в методологии и практика социальной работы (на основе анализа периодической литературы за последние 5 лет).
5. Актуальные социальные исследования в отечественной психиатрии и психотерапии (на основе изучения тематики и содержания защищенных диссертаций по социальной работе за последние 5 лет).
6. Анализ литературы по социальной работе за рубежом.
7. Организация и проведение социального обследования пациентов различных нозологических форм.
8. Участие специалиста по социальной работе в экспертизе при решении вопросов социальной и трудовой реабилитации.
9. Использование методов социального исследования для оценки эффективности лечебного процесса и реабилитационных мероприятий.
10. Социальная коррекция и социотерапия, различия в их целях, задачах и методах.
11. Участие специалиста по социальной работе в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами (в качестве участника бригады при бригадной форме обслуживания пациентов и др.).

Практическая подготовка.
Примерные темы контрольных работ:
1. Исследование социального анамнеза у 10 больных с различной психической патологией и интерпретация полученных данных (в связи с задачами многоосевой диагностики).
2. Исследование социального анамнеза семьи пациента.
3. Представление 5 историй болезни со всеми данными социального обследования и участие в ведении больных в клинике.
4. Составление индивидуального плана социально-трудовой реабилитации пациента.
5. Создание программы организации терапевтического сообщества (в психиатрической больнице, полустационаре и психоневрологическом диспансере).
6. Разработка программы социальной работы в психоневрологическом отделении (в котором важнейшую роль в процессе лечения больных играют психосоциальные воздействия, так называемая динамическая психиатрия).
7. Представление материала (стенограммы, аудио-, видеозаписи) об участии специалиста по социальной работе в индивидуальной, семейной и групповой социальной работе и его интерпретация.
8. Отчет о планировании и проведении группы занятости (терапия средой, клуб пациентов и др.).

Программа обучения и примерные тематические
планы подготовки социальных работников
со средним образованием

1. Введение.
Реализация социальной работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, возможна при наличии эффективных стратегий работы с пациентами, гибкой системы управления, а также квалифицированных исполнителей - социальных работников, способных в пределах своей профессиональной роли решать задачи, поставленные специалистом по социальной работе, используя специальные знания и умения, в части социальной защиты и поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, восстановления их социальных связей, повышения уровня их социальной адаптации.
2. Основные принципы подготовки социальных работников.
Система подготовки социальных работников представляет собой теоретические и практические составляющие. Важнейшими элементами образования и подготовки социальных работников являются освоение основ общественных и социальных наук, права, социальной работы, социологии, психологии, медицины и психиатрии, психотерапии.
Обязательными в системе подготовки социальных работников должен быть комплекс специализированных мероприятий, обеспечивающих личностную психопрофилактику у сотрудников и активный характер обучения.
Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельности и активности у учащихся.
В целом система образования социальных работников включает программы, обеспечивающие:
понимание профессиональных задач социальной службы, профессиональной компетенции специалистов социальной работы и социальных работников, принципы профессионального взаимодействия с медицинским и иным персоналом, принципов работы учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, вопросы медицинской и профессиональной этики и деонтологии, принципов социального устройства общества, принципов и стратегий социальной помощи и поддержки различных категорий населения, а также характера и путей взаимодействия и сотрудничества с пациентом, его семьей, его родственниками, профессиональным и социальным окружением и специально - с органами социальной защиты;
активное усвоение теоретических знаний и практических навыков;
освоение методики и приемов социальной помощи конкретным больным на различных этапах лечебно-реабилитационного процесса;
овладение коммуникативными навыками для взаимодействия с пациентами и их родственниками;
этапный контроль профессиональной подготовки.
3. Общая структура подготовки социальных работников.
Основная цель образования - получение теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям и подготовке социальных работников.
Система подготовки социальных работников представлена двумя основными уровнями образования:
подготовка социальных работников со средним специальным образованием - персонала служб социальной помощи учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь;
подготовка социальных работников с квалификацией академической степени бакалавра - старших социальных работников, для самостоятельной работы в психотерапевтических кабинетах, а также в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь при отсутствии в них специалиста по социальной работе.
Эти уровни подготовки социальных работников могут являться также этапами последовательной подготовки специалиста по социальной работе.
Подготовка может также проводиться в дневной и вечерней форме.
На протяжении всего времени обучения решается комплекс задач не только овладения практическими навыками и умениями, но и теоретическими знаниями гуманитарной направленности, а также развития личностных качеств обучающихся, существенных для эффективной профессиональной деятельности (психическая устойчивость, эмпатия, общественная сознательность, высокий уровень мотивации альтруистической направленности).
Для обеспечения основной образовательной цели применяется широкий спектр современных методических образовательных приемов:
личностно- и профессионально-ориентированные тренинги, семинары - тренинги, стажировка на рабочем месте, лекции, семинары, практические занятия, учебная, курсовая и дипломная практика.

Основные требования к подготовке социальных
работников для учреждений, оказывающих психиатрическую
и психотерапевтическую помощь

Социальный работник со средним специальным образованием.
Социальный работник со средним специальным образованием проходит подготовку в средних образовательных медицинских учреждениях, которая предполагает следующие направления: общегуманитарные и общественные дисциплины; математика и естествознание; человекознание, основы медицины и здравоохранения; основы социальной работы, медицинская деонтология, сестринское дело; теория и методика социальной работы, социальная помощь; бухгалтерский учет и делопроизводство.
Продолжительность обучения по данной специальности на базе средней школы - 2 года 6 месяцев (114 недель; 3330 часов).
Из них: общегуманитарная подготовка составляет - 336 часов;
математика и естествознание - 320 часов; человекознание, основы медицины и здравоохранения - 550; основы социальной работы, медицинская деонтология, сестринское дело - 496; теория и методика социальной работы, социальная помощь - 994; основы экономических знаний, бухгалтерский учет и делопроизводство - 180. Кроме того, за время обучения учащийся проходит учебно-производственную практику - 360; стажировку на рабочем месте - 144 часа.

Теоретические знания.
Социальная работа в больницах и отделениях сестринского ухода, социальная работа в психоневрологических диспансерах, психотерапевтических кабинетах, принципы социальной помощи инвалидам психоневрологических учреждений для социального обеспечения, социальная работа на территории обслуживания общесоматических поликлиник.
Основные методические документы, приказы и другие нормативные документы по социальной защите населения.
Права гражданина, права личности, несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов.
Основы жилищного, трудового законодательства, законодательства о браке и семье.
Порядок и организация установления опеки, попечительства.
Оформление инвалидности, направление в учреждения социального обеспечения.
Организация социальной работы в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих психиатрическую и психоневрологическую помощь.
Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.
Основные медицинские понятия: этиология, патогенез, саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный многомерный диагноз.
Понятие социального диагноза, функциональный или многомерный диагноз как интеграция знания клинического, психологического и социального аспекта болезни.
Методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия факторов риска, психической и социальной дезадаптации при болезни.
Реабилитация в медицине: общее представление, формы и методы организации.
Общие принципы психологический помощи. Основные психологические понятия: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, личность, психогенез, социогенез.

Практические навыки.
Обеспечение индивидуальной и групповой работы с пациентами, направленные на улучшение их социальной адаптации, повышение их коммуникативных возможностей, проведение мероприятий по социальной защите пациентов.
Участие в мероприятиях по организации терапевтической среды, терапевтического сообщества пациентов, групп по интересам, клубов и другое.
Организация работы с группой пациентов в процессе терапии средой, проведение терапевтического сообщества, групп по интересам.
Организация встречи с родственниками пациентов.
Составление и реализация плана собственной деятельности.
Сотрудничество со средним и младшим медицинским персоналом.
Сотрудничество с администрацией, врачами и другими специалистами.

Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги.
Личностно-ориентированный тренинг в группе с целью обеспечения личностного роста.
Социально-психологический тренинг.
Методический тренинг по индивидуальной, семейной и групповой социальной работе.

Социальный работник с квалификационной академической
степенью бакалавра - старший социальный работник

Социальный работник с квалификационной академической степенью бакалавра - старший социальный работник проходит подготовку в средних образовательных медицинских учреждениях (медицинских колледжах). Подготовка предполагает следующие направления: гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, культурология, педагогика, экономика, политология, право, филология, физическая культура); математические и естественно - научные дисциплины (математика и информатика); общие профессиональные дисциплины (теория социальной работы, методы и методология социальной работы), история социальной работы в России и за рубежом, психология, психодиагностика, конфликтология, педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальной работы, менеджмент в социальной работе. Кроме того, дополнительно изучаются специальные дисциплины по теории и практике социальной работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Продолжительность обучения по данной специальности на базе средней школы - 4 года. Квалификационным академическая степень - бакалавр.
Содержание и принципы подготовки соответствуют содержанию и принципам подготовки специалистов по социальной работе и определяются государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальности социальная работа.

4. Типовая программа и примерный план
подготовки социального работника со средним
специальным образованием

+--------------------------------------+-------+-----------------+
¦              Предмет                 ¦ Всего ¦   В том числе   ¦
¦                                      ¦ часов +--------+--------+
¦                                      ¦       ¦ теория ¦практика¦
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
¦1. Общая гуманитарная подготовка      ¦       ¦        ¦        ¦
¦   Теория и история религии           ¦  20   ¦   20   ¦        ¦
¦   Основы психологии                  ¦  16   ¦   16   ¦        ¦
¦   Основы философии                   ¦  50   ¦   30   ¦    20  ¦
¦   Национальный язык                  ¦  84   ¦   -    ¦    84  ¦
¦   Основы экономической теории        ¦  40   ¦   30   ¦    10  ¦
¦   Духовные основы милосердия         ¦  30   ¦   15   ¦    15  ¦
¦   Культурология                      ¦  50   ¦   25   ¦    25  ¦
¦   Политология с основами социологии  ¦  50   ¦   40   ¦    10  ¦
¦   Законодательство и право           ¦  22   ¦   12   ¦    10  ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦2. Математика и естествознание        ¦ 120   ¦        ¦        ¦
¦   Математика                         ¦  50   ¦   10   ¦    40  ¦
¦   Основы математической статистики   ¦  50   ¦   20   ¦    30  ¦
¦   Основы информатики  и  компьютерной¦  70   ¦   20   ¦    50  ¦
¦   техники                            ¦       ¦        ¦        ¦
¦   (из них  -  практическая  работа на¦  35   ¦        ¦    35  ¦
¦   персональном компьютере)           ¦       ¦        ¦        ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦3. Человекознание, основы  медицины  и¦ 750   ¦        ¦        ¦
¦   здравоохранения                    ¦       ¦        ¦        ¦
¦   Анатомия и физиология человека     ¦ 130   ¦   30   ¦   100  ¦
¦   Этапы жизни   человека   и   основы¦       ¦        ¦        ¦
¦   социальной помощи    в    различном¦       ¦        ¦        ¦
¦   возрасте                           ¦ 180   ¦  140   ¦    40  ¦
¦   Основы экологии                    ¦  94   ¦   84   ¦    10  ¦
¦   Основы медицины                    ¦  60   ¦   50   ¦    10  ¦
¦   Основы психиатрии                  ¦  90   ¦   80   ¦    10  ¦
¦   Основы психотерапии  и  медицинской¦       ¦        ¦        ¦
¦   психологии                         ¦  90   ¦   60   ¦    30  ¦
¦   Основы фармакологии                ¦  80   ¦   60   ¦    20  ¦
¦   Основы микробиологии              и¦       ¦        ¦        ¦
¦   эпидемиологии                      ¦  46   ¦   36   ¦    10  ¦
¦   Основы социально-трудовой          ¦       ¦        ¦        ¦
¦   реабилитации                       ¦  30   ¦   20   ¦    10  ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦4. Основы социальной           работы,¦       ¦        ¦        ¦
¦   медицинской            деонтологии,¦       ¦        ¦        ¦
¦   сестринское дело                   ¦ 200   ¦   70   ¦   130  ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦5. Теория и     методика    социальной¦       ¦        ¦        ¦
¦   работы, социальная помощь          ¦ 994   ¦        ¦        ¦
¦   Социальная работа   в   терапии   и¦       ¦        ¦        ¦
¦   геронтологии                       ¦ 110   ¦   40   ¦    70  ¦
¦   Социальная работа   в   хирургии  и¦       ¦        ¦        ¦
¦   травматологии                      ¦  70   ¦   20   ¦    50  ¦
¦   Социальная работа в педиатрии      ¦  80   ¦   30   ¦    50  ¦
¦   Уход за  больными  с  заболеваниями¦       ¦        ¦        ¦
¦   кожи                               ¦  30   ¦   10   ¦    20  ¦
¦   Социальная работа  в  акушерстве  и¦       ¦        ¦        ¦
¦   гинекологии                        ¦  10   ¦    5   ¦     5  ¦
¦   Социальная работа    с     больными¦       ¦        ¦        ¦
¦   нервными и             психическими¦       ¦        ¦        ¦
¦   заболеваниями                      ¦ 150   ¦   50   ¦   100  ¦
¦   Уход и социальная работа с больными¦       ¦        ¦        ¦
¦   инфекционными болезнями            ¦  25   ¦   5    ¦    20  ¦
¦   Медицина катастроф и реаниматология¦  90   ¦   60   ¦    30  ¦
¦   Социальная работа в психиатрической¦       ¦        ¦        ¦
¦   больнице                           ¦  75   ¦   25   ¦    50  ¦
¦   Социальная работа                 в¦       ¦        ¦        ¦
¦   психоневрологическом диспансере    ¦  75   ¦   25   ¦    50  ¦
¦   Социальная работа                 в¦       ¦        ¦        ¦
¦   психотерапевтическом кабинете      ¦  75   ¦   25   ¦    50  ¦
¦   Социальная работа   в   учреждениях¦       ¦        ¦        ¦
¦   социального обеспечения            ¦  75   ¦   25   ¦    50  ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦6. Основы экономических        знаний,¦ 180   ¦  120   ¦    60  ¦
¦   бухгалтерский учет                и¦       ¦        ¦        ¦
¦   делопроизводство                   ¦       ¦        ¦        ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦7. Учебно-производственная практика   ¦ 360   ¦    2   ¦   358  ¦
¦                                      ¦       ¦        ¦        ¦
¦8. Стажировка на рабочем месте        ¦ 144   ¦        ¦   144  ¦
+--------------------------------------+-------+--------+--------+

Указанные предметы распределяются по всему периоду обучения следующим образом: предметы общегуманитарного цикла равномерно распределяются по всем годам обучения, математика и естествознание изучаются на первом курсе; человекознание, основы медицины и здравоохранение изучаются на первом курсе; теория и методика социальной работы, социальная помощь - на втором и третьем курсах; основы экономических знаний, бухгалтерский учет и делопроизводство - на 2 курсе. Учебно-производственная практика распределяется равномерно по всем годам обучения, стажировка на рабочем месте проводится на 2 и 3 курсе.

Типовая программа и примерный план подготовки
социального работника с квалификационной академической
степенью бакалавра - старшего социального работника

Типовая программа и примерный план подготовки социального работника с квалификационной академической степенью бакалавра - старшего социального работника соответствует обязательному минимуму содержания профессиональной обязательной программы государственного обязательного стандарта бакалавра по специальности социальная работа.

Начальник Управления
учебных заведений
Н.Н.ВОЛОДИН

И.О. Начальника Управления
научных исследований
Н.Н.САМКО


Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Медицинские и фармацевтические работники » Подготовка специалистов: социальная работа и соц.работники. Пр.№ 226